Ben Smith https://www.ultrasoundoftheweek.com / Wikipedia

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей (НМИЦЗД) продолжает программу трансплантации почек детям в России,. На место уволенных специалистов взят на работу новый врач, сообщили в пресс-службе центра.

"В НМИЦ здоровья детей по-прежнему осуществляется программа по подготовке и проведению оперативных вмешательств, связанных с трансплантацией почки у детей", - говорится в ответе НМИЦ на запрос "Интерфакса" в понедельник.

В Центре планируется увеличить численность сотрудников, занимающихся трансплантацией почки, и расширить возможности предтрансплантационной подготовки, сообщает пресс-служба.

По поводу увольнения врачей Михаила Каабака и Надежды Бабенко в центре отметили, что они были оформлены на четверть ставки, и "в целях сохранения постоянного кадрового потенциала" руководство Центра решило взять на работу "основного сотрудника на условиях полного рабочего времени", из-за чего "наличие внешних совместителей стало нецелесообразным".

Кроме того, по сообщению центра, завотделением заместительной почечной терапии с палатами интенсивной терапии Анатолий Попа решил уволиться сам, и на его должность "принят специалист с соответствующей квалификацией".

"Продолжают работу высококвалифицированные специалисты, обладающие достаточным научным и практическим опытом работы в сфере трансплантологии... НМИЦ здоровья детей оказывает медицинскую помощь детям в полном объеме и в соответствии с законодательством РФ", - говорится в сообщении.

По словам Михаила Каабака, фактической причиной увольнения было то, что медики использовали неодобренный Минздравом протокол лечения.

Михаил Каабак - единственный в России врач, который уже более десяти лет успешно пересаживает почки детям весом от шести килограммов. До недавнего времени он и его коллега Надежда Бабенко работали в Российском научном центре хирургии (РНЦХ) имени академика Петровского для взрослых. И на четверть ставки они работали в НМИЦЗД. На их счету - сотни спасенных жизней. Отчеты об их операциях и лечении выложены в открытый доступ, сообщало агентство BFM.ru.

Этой осенью Каабак и Бабенко должны были прийти в НМИЦ на полную ставку и начали обучать своей методике персонал центра. В России детям пересаживают почки взрослых. Чтобы не было отторжения, врачи воздействуют на иммунитет препаратом "Алемтузумаб". В его инструкции не прописано применение в подобных случаях. Но шансы на приживаемость почек возрастают на 10-20%. При реабилитации пациент принимает в четыре раза меньше лекарств, чем при другом варианте лечения.

Подобный лекарственный протокол был признан лучшим и рекомендован Всемирным трансплантологическим сообществом еще девять лет назад. Но главное, что для детей весом до 10 килограммов это вообще единственный вариант терапии. Иначе - гибель. Пятилетняя выживаемость прооперированных по этой схеме детей составляет 97%.

"Самое главное, что нет места, где можно оперировать этих детей, - говорит Михаил Каабак. - Если Минздрав говорит, что эту схему применять нельзя, значит, ее нельзя применять нигде, значит, дети обречены на смерть. Наш главный оппонент, и диалог с ним ведется, - главный трансплантолог Минздрава Сергей Владимирович Готье. В институте у Готье детей с весом меньше девяти килограммов, как он говорит и как говорят его сотрудники, никогда раньше не оперировали. И я понимаю, почему они не оперировали. Потому что есть физиологические пределы. Если они сейчас попробуют, они, скорее всего, получат то же самое, что и получили мы, когда начинали: очень тяжелые проблемы".

Врач подчеркнул, что больше никто в России "не оперирует детей с весом меньше 10 килограммов".

Сергей Готье при этом утверждает, что пересадку почек маловесным малышам проводят и в других детских центрах, в том числе в возглавляемом им Центре имени Шумакова. Однако и журналистам, и родителям пациентов в этом центре подтвердили, что единственный в их практике маловесный пациент весил девять килограммов. Другие больницы и вовсе объявляют порог в 10-12 килограммов. Проблема, однако, в том, что дети, нуждающиеся в пересадке, не могут набрать вес в принципе.

Родители детей, которые не успели сделать операцию у Каабака, и те, кто наблюдались у врача в посттрансплантационный период, выложили на Сhange.org петицию с требованием вернуть им врача. Ее сейчас подписали больше 337 тысяч человек.

"Наверное, в наших детях не заинтересованы, чтобы они выжили, - говорит автор петиции Марина Десятская. - У нас лежит мальчик Рома Кузнецов, вот, несмотря на официальный вызов от института Шумакова, неофициально ребенку отказано в переводе в эту больницу. Вот есть ребенок, он весит 5800 граммов, если так все хотят ему помочь и все это умеют делать, почему ребенок до сих пор лежит в реанимации и умирает, в то время как он мог уже прооперироваться у нашего врача? Вот эта фраза про 10 килограммов, ее знает каждый нефролог во всей России. Просто сейчас, конечно, никто не пойдет в открытую против главного трансплантолога страны и сотрудника Минздрава при этом".

Хирург-трансплантолог Константин Губарев подтвердил, что Каабак - единственный доктор, кто делал такие пересадки. По словам Губарева, "Алемтузумаб" широко применяется трансплантологами и за рубежом.

"Этот препарат применяется в Европе, Канаде и находится в перечне тех препаратов, которые могут применяться для иммуносупрессии при трансплантации органов. Даже несмотря на то, что в аннотации этого препарата не написано показание к трансплантации. Но есть другие препараты, в которых в аннотации не написано, что он показан при трансплантации органов, но он применяется. Никто про это не говорит. И применяется в десятках центров трансплантации", - пояснил эскулап.