"Московский комсомолец" опубликовал фрагменты дипломатической переписки сотрудников посольства России в Центральноафриканской республике (ЦАР) и временного поверенного в делах России в ЦАР Виктора Токмакова о ходе расследования убийства российских журналистов. В МИД РФ уже назвали материал "нечистоплотным".
Виктор Токмаков переписывался с послом России в ЦАР Сергеем Лобановым. В частности, в одном из писем Лобанов сообщил, что сумел поговорить с заключенным под стражу водителем Бьенвеню, последним видевшим погибших журналистов, но тот отвечал "спутанно и невнятно, постоянно повторяя, что не помнит, с кем общались журналисты в течение поездки (по телефону или лично), к кому конкретно они ехали".
Между тем, как отмечает "МК", нет никакой уверенности, что российские дипломаты, а потом следователи действительно говорили с тем шофером, который повез журналистов на место смерти. Газета также отмечает: несмотря на то, что генеральный директор Национальной жандармерии подтвердил открытость центральноафриканских правоохранителей к сотрудничеству с российскими следователями, и выразил готовность принять их в ЦАР, следователи из РФ еще 20 дней не пользовались этой готовностью.
По словам Токмакова, у него создается впечатление, что местные правоохранительные органы не собираются предпринимать чрезмерно активных действий по расследованию убийства российских журналистов и рассчитывают лишь на результаты работы, которая будет проведена российскими следователями.
"За последнее время никаких подвижек в расследовании не произошло. Отдел [жандармерии] <...> не предпринимал каких-либо новых следственных действий", - написал через несколько недель посол Лобанов в письме от 21 августа.
По мнению журналиста "МК" Александра Минкина, российская сторона также работала с промедлениями: правохранители из ЦАР звали их спустя неделю после убийства, но те прибыли лишь в конце августа и всего на несколько дней (с 27 августа по 30 августа), а далее общались через правовые запросы. "Через 51 день следователи "готовят запрос", - пишет Минкин в комментарии к переписке.
Спустя 52 дня после убийства журналистов выяснилось, что судебный следователь еще не назначен, дело по-прежнему в жандармерии - "африканцы не торопятся". В то же время генпрокурор ЦАР и его зам с группой других сотрудников уехали в Санкт-Петербург на курсы повышения квалификации при поддержке российской частной компании.
"Вот это круто. Частная компания (уж не ЧВК ли?) катает к нам в гости всю верхушку ЦАРской прокуратуры во время ползучего расследования", - комментирует Минкин. "Вот так прошло два месяца. А потом еще четыре. И еще много пройдет. Поиски совершенно бесполезны, если ищет тот, кто спрятал", - отмечает автор материала.
14 сентября гендиректор Национальной жандармерии скончался от сердечного приступа. Токмаков пишет, что гендиректор "нам очень сильно помогал во всей этой истории", в ответ Лобанов сожалеет о том, что "умер человек, который мог нам помочь".
В июле 2018 года российские журналисты Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко прибыли в ЦАР для съемок документального фильма о деятельности в Центральной Африке ЧВК Вагнера. Заказчиком фильма был Центр управления расследованиями (ЦУР) Михаила Ходорковского. Однако 31 июля стало известно, что днем ранее журналисты были застрелены неизвестными.
Следственный комитет РФ придерживается версии о том, что автомобиль с журналистами остановили вооруженные люди негроидной расы, говорившие по-арабски, и потребовали отдать им фото- и видеокамеры. После отказа журналистов сделать это их расстреляли, а водителю удалось убежать.
Минкин подчеркивает, что грабители почему-то не забрали ноутбук Джемаля, телефон Радченко, "а самое удивительное - не забрали автомашину, канистры с топливом (которое в ЦАР большой дефицит)".
Многочисленные факты говорят в пользу версии заказного убийства, уверен Минкин. Мотив для такого убийства был очень серьезный: группа отправилась в ЦАР для расследования действий ЧВК Вагнера, деятельность которой обоснованно связывают с "поваром Путина" Евгением Пригожиным.
В МИД РФ назвали материал "нечистоплотным"
Представитель МИД Мария Захарова назвала материал "очень нечистоплотным", но оригинальность переписки оспаривать не стала. Ее комментарий опубликован на сайте "Эхо Москвы".
"Еще раз хочу обратить внимание на то, что посольством все делалось в заданных обстоятельствах максимально оперативно. Почему-то об этом обо всем опять написать в статье "забыли", - заявила Захарова, отметив, что в процессе подготовки материала никто не обращался за комментариями в МИД и СКР.
17 января международная правозащитная организация "Репортеры без границ" потребовала провести независимое международное расследование убийства в ЦАР журналистов.
"Следователи ЦАР и их российские коллеги не смогли пролить свет на это тройное убийство в течение почти шести месяцев с момента его совершения", - заявил Арно Фрогера, главы африканского офиса организации. "На данный момент только независимое международное расследование сможет установить, как были убиты эти три журналиста", - уверен Фрогер.