МИД России считает невозможной ратификацию договора о границе с Эстонией с поправками эстонского парламента.
Об этом говорится в заявлении МИД Россиизаявлении МИД России в связи с ратификацией 20 июня эстонским парламентом пограничных договоров с Россией о российско-эстонской государственной границе и о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах.
"Российская сторона действовала добросовестно, опираясь, в том числе, на неоднократные заверения официального Таллина, что с эстонской стороны не последует шагов, по сути торпедирующих этот процесс. К сожалению, эти заверения оказались невыполненными", - заявил МИД России.
В МИД РФ отмечают, что текст закона о ратификации, принятый эстонским парламентом, "содержит неприемлемые положения, увязывающие ратификацию упомянутых договоров с внутригосударственными документами Эстонии, которые не соответствуют объективным реалиям, создают ложный контекст для толкования и реализации положений этих договоров и, таким образом, лишают смысла многолетнюю работу, предшествовавшую их подписанию".
"В свете позиции, занятой парламентом Эстонии, представление упомянутых договоров на ратификацию в Федеральное Собрание Российской Федерации становится невозможным", - отмечается в сообщении российского внешнеполитического ведомства, распространенном в среду.
Гнев российской стороны вызвал тот факт, что эстонские националисты выдвигают к России территориальные претензии и включают в тексты договоров оскорбительные для Москвы пункты, пишет немецкая газета Frankfurter Rundschau (перевод на сайте Inopressa.ru).
Поскольку прибалтийские границы – это внешние границы ЕС, вопрос их демаркации создает проблемы для всего Евросоюза. Если сначала Москва тормозила принятие решения, чтобы тем самым сохранить средство давления на прибалтийские государства, то затем нормализации стали препятствовать требования, выдвигаемые эстонскими и латышскими националистами. Они призывают к тому, чтобы к договорам о границе прилагались односторонние декларации, содержащие ссылки на мирные договоры 1920 года и существовавшие тогда границы. Реакция Москвы была резкой: когда латвийское правительство представило соответствующий дополнительный протокол, приглашение министру иностранных дел Латвии прибыть для подписания договора было отозвано.
Правда, несколькими днями позже его эстонский коллега подписал договор о границе, не содержащий никаких дополнительных заявлений. Однако когда парламент в Таллине обсуждал его ратификацию, консервативный "Союз отечества" продавил преамбулу по латышскому образцу. Ответ последовал безотлагательно: в этом случае Госдума договор не ратифицирует, и он не сможет вступить в силу.
В обоих случаях речь идет о различной интерпретации истории, но также и о территориальных спорах. Мирные договоры, которые они заключили с Советской Россией в 1920 году, являются для прибалтов "свидетельством о рождении" их республик и подтверждением их точки зрения на то, что последующая аннексия Прибалтики Советским Союзом являлась незаконной оккупацией.
Официальная позиция Москвы гласит: прибалтийские государства присоединились к Советскому Союзу добровольно. Ссылка на границы 1920 года интерпретируется в России как претензия на российскую территорию, которую президент Владимир Путин отверг в крайне резкой форме.
Хотя правительства в Риге и Таллине отрицают подобные требования, однако они настаивают на "исторической преемственности", которая должна быть отражена в договорах.
Зато оппозиционеры, правые сторонники крайних мер, которые проталкивали соответствующую резолюцию, охотно говорят о претензиях на исторически эстонские и латышские земли. Для Эстонии речь идет о двух территориях к северу и к югу от Чудского озера – в общей сложности около 2000 кв. км, для Латвии – приблизительно о 1300 кв. км территории Пыталовского района (Abrene), которые в 1920 году принадлежали прибалтийскому государству, однако в 1944/45 году вошли в состав России.
Националисты, которые обычно выражают недовольство высоким процентом русскоязычного населения в их странах, теперь требуют области, на 99% населенные этническими русскими, и это придает спору гротескный характер. Их позиция подвергается сильной критике и дома. В необычайно резкой форме латвийский президент Вайра Вике-Фрейберга потребовала от своего правительства, чтобы оно наконец нашло решение болезненного вопроса о границах, не делая тайны из того, что она считает дополнительный протокол ненужным. Похожей точки зрения придерживается и ее эстонский коллега Арнольд Рюйтель.
Тем не менее правительства в Риге и Таллине боятся полемики с правой оппозиции, а националистические партии в свете предвыборной кампании заинтересованы в том, чтобы острота конфликта с Россией не была сглажена. Литва не поддерживает идею о восстановлении довоенных границ. Для нее это означало бы потерю столицы, так как до 1939 года Вильнюс был польским городом.
Премьер Эстонии опровергает сообщения о территориальных претензиях его страны к России
Эстонская сторона не предъявляет никаких территориальных претензий к России, сообщил премьер-министр Эстонии Андрус Ансип, комментируя принятые парламентом дополнения к преамбуле законопроекта о ратификации договоров о границах с Россией.
"Главное, что эстонская сторона не предъявляет никаких, в том числе и территориальных, претензий к России. Мы сделали все, что должны были сделать, и теперь будем ждать действий России", - сказал Андрус Ансип, выступая на эстонской радиостанции "Радио 4".
Каждая сторона имеет право ссылаться на различные документы и законы, добавил он, передает РИА "Новости".
Принятые парламентом дополнения не окажут негативного влияния отношение российской стороны к ратификации договоров о границах, считает Ансип."Что было, то было. От истории никуда не уйдешь. Еще раз повторю, главное, что мы не предъявляем России никаких, в том числе территориальных претензий", - отметил Ансип.
Президент Эстонии подписал указ о ратификации договоров о границах
Президент Эстонии Арнольд Рюйтел в среду подписал указ о вступлении в силу закона о ратификации пограничных договоров с Россией. Об этом сообщила канцелярия президента страны. Парламент Эстонии на внеочередном заседании в понедельник ратифицировал договоры о границах с Россией.
За ратификацию проголосовали 78 депутатов, против было подано 4 голоса. Для ратификации договоров требовалось, чтобы его одобрили две трети депутатов, то есть 68 парламентариев из 101.