Вести

Президент России Дмитрий Медведев дал пространное интервью белорусским журналистам. Встречу с ними он приурочил к десятилетию создания Союзного государства России и Белоруссии (ее отмечают 8 декабря). Медведев говорил о многом: о политических и экономических отношениях, о признании Абхазии и Южной Осетии, а также о самом Союзном государстве.

Однако центральным тезисом в его выступлении можно назвать совет Александру Лукашенко быть более сдержанным в оценках российского правительства.

"За последнее время со стороны белорусских коллег, от президента Белоруссии было сделано значительное число эмоциональных заявлений, которые зачастую выходили за рамки дипломатического протокола, а если говорить предельно откровенно - носили весьма специфический характер по отношению к нашим должностным лицам", - сказал Медведев, чьи слова цитирует ИТАР-ТАСС. "Я имею в виду членов правительства и председателя правительства РФ", - уточнил президент. "Мне это не нравится. Я считаю - это недопустимо", - подчеркнул Медведев.

- У России "в мыслях нет" вмешиваться во внутренние дела Белоруссии. И диктовать позицию по Кавказу
- Проблемы с Союзным государством есть. Надо работать
- Губернаторские выборы в России может вернуть кто-нибудь еще - например, следующий президент
- Со свободой слова в России все в порядке, а прослыть блоггером не обидно
- Белоруссия получит газ на 30-40% ниже, чем ее соседи

По его оценке, "попытки показать, что можно выстраивать теплые личные отношения при соответствующих характеристиках правительству РФ - это путь в тупик".

"Это правительство, которое было назначено Госдумой по моему представлению. Когда коллега полемизирует с правительством, он полемизирует со мной. Вывод: нужно быть более сдержанным", - предупредил российский лидер.

Вместе с тем он признал, что и российские чиновники не всегда корректны. "Что касается тональности дискуссии и нашей корректности, здесь есть о чем поговорить, наверное, мы тоже не безупречны, я имею в виду Российскую Федерацию, отдельных должностных лиц, которые что-то говорят, или неких источников, которые те или иные сигналы посылают", - сказал Медведев.

Никаких конкретных высказываний Лукашенко президент Медведев не привел. Но за этот год белорусский президент успел поругать как вице-премьера Алексея Кудрина, который не дал Белоруссии очередной кредит, так и лично премьера Владимира Путина. В отношении последнего был сделан беспрецедентно резкий выпад. Лукашенко обвинил Путина в срыве военного сотрудничества России и Белоруссии, давлении на Минск и срыве интеграционных процессов в Союзном государстве. Примечательно, что государственные российские СМИ об этом выступлении ничего не сообщили. Сам Путин оставил эти слова без комментариев, но через несколько дней долго с глазу на глаз общался с белорусским коллегой Сергеем Сидорским.

У России "в мыслях нет" вмешиваться во внутренние дела Белоруссии. И диктовать позицию по Кавказу

Президент Дмитрий Медведев заявил также, что у России "и в мыслях нет" вмешиваться во внутренние дела Белоруссии.

"Вмешательство во внутренние дела - это желание поставить политические процессы в той или иной стране под контроль другого государства. У нас такого и в мыслях не было. Да это и невозможно", - сказал Медведев журналистам. Как подчеркнул российский лидер, "сам белорусский избиратель определяет, кто ему мил, голосует соответствующим образом, и в результате этого возникает та или иная политическая конфигурация, тот или иной политический лидер приходит к власти".

"Беларусь, а я настаиваю именно на таком произношении этого братского государства, - самостоятельное суверенное государство со всеми соответствующими атрибутами. А раз так - вся политическая жизнь в этой стране идет по своему сценарию, и мы к этому сценарию не имеем никакого отношения", - сказал Медведев.

Замечание по поводу слова "Беларусь" последовало после того, как один из белорусских журналистов попросил именовать его страну именно так -"восемь букв, четвертая "а", на конце - мягкий знак".

Как подчеркнул Медведев, Россия "самым пристальным образом следит за развитием политических процессов" в Белоруссии. "Нам это небезразлично, Беларусь - это страна, с которой мы связаны Союзным договором, имеем братские отношения и тесные экономические связи", - отметил он. При этом Медведев дал понять, что считает возможной свою встречу с оппозиционными белорусскими политиками. Отвечая на вопрос, может ли после встречи с белорусской прессой быть приглашена в Кремль белорусская оппозиция, президент РФ подчеркнул, что "общение между политиками - это нормальное дело". "Когда к нам приезжают иностранные лидеры, они встречаются с нашей оппозицией - нравится нам это или не нравится. Мне, может быть, что-то и не нравится, но они регулярно вызывают к себе представителей российской оппозиции, чтобы получить более полную картину устройства общественной жизни в нашем государстве", - рассказал Медведев.

Президент подчеркнул, что считает это "совершенно нормальным, даже если в ходе этих встреч говорятся нелицеприятные слова о власти и обо мне лично". "Думаю, подобных правил следует придерживаться любой стране. Это не может характеризоваться как вмешательство во внутренние дела другого государства", - сказал Медведев.

Кстати, отдельно Медведев заявил, что никогда не просил и не будет просить другие страны признать независимость Южной Осетии, именно потому, что это дело другого государства.

По его мнению, "все разговоры об этом высосаны из пальца и напоминают торг по поводу того, кто больше сделает хорошего, кто поможет, вот за тех мы и будем".

Президент РФ подчеркнул, что для Москвы признание двух новых стран "было очень сложным выбором". Он был сделан только после того, как "Грузия совершила агрессию против двух территорий, сделан, чтобы защитить граждан, которые там живут, в том числе, российских, и чтобы предотвратить подобного рода конфликты в будущем", - напомнил глава государства.

Он убежден, что "все остальные члены международного сообщества должны сами решать, признавать эти территории субъектами международного права или нет". "Это в полной мере внутреннее дело", - настаивает Медведев.

Разговоры о том, что кто-то давит на Белоруссию, носят провокационный характер, желание выторговать для себя более выгодные условия.

"Не буду скрывать: для России было бы лучше, если эти новые субъекты получили большее количество признаний", - признался Медведев. Он пояснил, что "в этом случае этим государствам было бы проще развивать самих себя, свои экономики, создавать лучшие условия для жизни". "Но мы никогда не вмешиваемся, не пытаемся рулить этим процессом, это противоречит принципам международного права", - повторил российский лидер.

Проблемы с Союзным государством есть. Надо работать

Медведев признает наличие проблем при строительстве Союзного государства России и Белоруссии, но категорически против понижения степени интеграции между двумя странами.

"Если мы достигли какого-то уровня интеграции, зачем же нам от этого отгребать?", - заявил Медведев, отвечая на вопрос, не лучше ли в связи с большим количеством проблем между двумя странами отказаться от Союзного государства и строить отношения просто на основании стратегического партнерства.

"Да, у нас не все так просто. У нас есть свои споры внутренние, у нас есть иногда темы, по которым мы не понимаем друг друга, но это другая степень интегрированности наших экономик, другая степень согласованности наших действий", - отметил Медведев. Президент признал, что "союзное строительство идет не такими темпами, на которые стороны рассчитывали".

"Но, еще раз подчеркиваю, и набор институтов, набор прав, степень интегрированности наших экономик, степень согласованности наших политических действий в этом документе (Союзный договор) гораздо лучше, чем при наличии просто партнерских отношений. Зачем же нам разбегаться в разные стороны?", - риторически спросил он.

"Лучше наполнять этот документ реальным содержанием или что-то корректировать в нем, если мы посчитаем, что какие-то институты нам не нужны. Но уж точно, не нужно понижать степень интеграции", - уверен Медведев.

Он напомнил, что скоро в действие вступит Таможенный союз, идет ряд мероприятий в рамках ЕврАзЭС.

"Это тоже гораздо более высокая степень интеграции, чем, допустим, интеграция на постсоветском пространстве, в рамках СНГ", - отметил президент РФ. "А здесь тем более. Поэтому я, конечно, сторонник активногопродолжения работы по Союзному договору и создания более благоприятных условий для последующей интеграции наших экономик", - подчеркнул он.

Губернаторские выборы в России может вернуть кто-нибудь еще - например, следующий президент

Дмитрий Медведев, который и раньше заявлял, что не намерен возвращать в России выборы губернаторов, снова подтвердил это, но не исключил, что такой шаг может сделать следующий глава государства.

"Я не считаю правильным возвращаться к выборам губернаторов, во всяком случае, в исторической перспективе", - сказал Медведев. При этом он предположил, что "человек, который впоследствии будет работать в должности президента, может предъявить свою точку зрения".

Президент РФ считает, что нынешняя система "для России - наиболее оптимальная система управления, потому что управлять Россией - нелегкое дело, это - Федерация, которая простирается пока еще на территории 11 часовых поясов".

"Я не считаю, что избрание губернаторов является признаком демократического устройства, в ряде случаев такие технологии создают противоположный эффект", - пояснил глава государства. Он напомнил, что в Белоруссии и других европейских странах руководители регионов не выбираются. "Это вопрос конкретного государства", - добавил Медведев.

Белоруссия получит газ на 30-40% ниже, чем ее соседи

Цена газа для Белоруссии в следующем году будет на 30-40% ниже, чем для сопредельных государств, обрадовал журналистов президент России.

"Если говорить о газовых отношениях, они поставлены на прочную нормативную основу. Мы сейчас поставляем этот газ по цене 122 доллара на тысячу кубических метров в четвертом квартале - это с учетом 30-% скидки, которая была дана в этом году по тому решению, которые принимал "Газпром" своими контрагентами", - сказал Медведев, отвечая на вопросы белорусских СМИ.

"В следующем году - эта цена сейчас рассчитывается, я сейчас не буду ее объявлять, она автоматически должна быть рассчитана исходя из того контракта, который заключен, но могу сказать абсолютно точно, что эта цена все равно будет процентов, наверное на 30-40 ниже, чем цена поставки газа в сопоставимые территории, в сопоставимые страны", - сказал Медведев.

Он отметил, что такая скидка возможна в силу механизмов, которые заложены в двусторонних соглашениях и в силу того, что Россия участвует в белорусской газотранспортной системе, а также реализует совместные программы.

"Поэтому, говорить о том, что у нас существуют какие-либо проблемы в торговле нефтью или газом мне представляется все- таки преждевременным", - заявил президент РФ. По его мнению, обсуждение этой тематики не должно каким-то образом сказываться на судьбе Таможенного союза.

По всей видимости, под "сопредельными странами" он имел в виду Украину. Отвечая на уточняющий вопрос, под какими странами глава российского государства понимает "сопоставимые территории, сопоставимые страны, он сказал: это государства, которые имеют близкое транспортное плечо по длине соответствующей трубы и, соответственно, по транспортному тарифу".

При этом Медведев подчеркнул, что вопросы торговли нефтью и газом напрямую не относятся к темам, обсуждаемым в рамках Таможенного союза. "Но, конечно, если этот вопрос волнует, по нему нужно определяться", - заявил он.

По его словам, в последние годы Белоруссия получала природный газ из России по льготным, преференциальным ценам, причем некоторое время назад эти цены соответствовали внутрироссийским.

"По подсчету экспертов, за период торговли нашим природным газом, нефтью и некоторыми другими сырьевыми источниками с Белоруссией общий объем преференций, который был предоставлен экономике Беларуси, составил около 50 миллиардов долларов", - сообщил Медведев, добавив, что аналогичный объем преференций для Украины составил от 75 до 100 миллиардов.

"Это большие цифры, и они демонстрируют наши особые, близкие, партнерские отношения. Мы не считали для себя возможным ни раньше, ни даже сейчас идти на полную унификацию тарифов, хотя, даже внутри страны, мы предпринимаем сейчас усилия для того, чтобы вывести цены на газ на условия так называемой равной доходности", - отметил Медведев.

Со свободой слова в России все в порядке, а прослыть блоггером не обидно

Дмитрий Медведев считает, что ситуация со свободой слова в России улучшилась. "Я не считаю, что в наших СМИ, медийном поле происходит какой-то регресс", - сказал глава государства в интервью, эту часть цитирует "Интерфакс".

"Мы меняемся, наши СМИ отличаются от тех, что были в 90-х годах, сейчас, может быть, меньше политически забористых тем, но они менее интересны гражданам", - отметил Медведев.

По его мнению, в 90-х годах недостаток материального благополучия компенсировался бесконечной политической дискуссией. "Это способ управления: когда есть нечего, можно подбросить тему для разговора, когда нацелены на созидательный труд - нужно работать", - сказал президент.

По его словам, "все оппозиционные персонажи (в России) вполне в состоянии донести свою точку зрения до самого широкого круга заинтересованной общественности. "У нас есть оппозиционные партии, входящие или не входящие в парламент, они регулярно появляются в СМИ и говорят все, что хотят", - подчеркнул Медведев.

Он уверен, что "даже у таких людей, которые никому не интересны, есть возможность донести свою точку зрения".

"Если говорить об интернете, у нас около 50 млн пользователей, почти половина взрослого населения страны, в интернете огромное количество медийных ресурсов, в том числе, оппозиционных", - напомнил глава государства. Он добавил, что "все, кто хотят, говорят, что заблагорассудится - обличают власти, предлагают свои рецепты". "Наоборот, со свободой СМИ стало лучше", - считает Медведев.

Кстати, отвечая на вопросы, он отметил, что не видит ничего обидного, когда его называют блоггером. "Нормально отношусь, потому что я и есть блоггер", - заключил Медведев.

"Я же имею свой блог, поэтому я блоггер. Особенный, наверное, блоггер, все-таки у меня специфическое положение. Но, в целом, ничего зазорного не вижу в том, чтобы называться блоггером", - отметил он. При этом он отметил, что многие его коллеги, лидеры стран, также ведут блоги. "Так что ничего плохого нет", - отметил он.