НТВ

Старейшая в стране некоммерческаяорганизация, Московская Хельсинкская группа (МХГ) в связи совступлением в силу закона об "иностранных агентах" обратилась к российским гражданам с призывом сделать пожертвования на правозащитные проекты. Против закона выступили все крупнейшие правозащитные организации России, но основная линия поведения - ждать чиновничьих предписаний и оспаривать их в судах.

"Уважаемые сограждане! Московская Хельсинкская группа обращается ковсем физическим и юридическим лицам с призывом принять участие в сборесредств для продолжения деятельности МХГ", - информирует сайт правозащитной организации.

МХГ обещает использовать пожертвования на "текущиймониторинг ситуации с правами человека и подготовку ежегодного обзорногодоклада о выявленных нарушениях, организацию работы с индивидуальнымижалобами граждан", юридическую защиту и другие цели.

Позже глава организации Людмила Алексеева сообщила "Русской службе новостей", что существовать только за счет средств граждан МХГ и не планирует: "У нас до мая деньги есть. Потому что мы получили грант Президентского фонда. Размещение на сайте призыва к пожертвованиям не значит, что мы получим серьезные деньги. Мы и раньше обращались к гражданам, потому что всегда хотели на российские деньги, а не на зарубежные. И были собраны маленькие суммы".

Закон, который обязывает НКО с зарубежным финансированием зарегистрироваться вкачестве "иностранных агентов", вступил в силу в среду, 21 ноября, напоминает "Интерфакс". О бойкоте закона завили все ведущие НКО. В их числе - МХГ, "Мемориал", "Голос", "Гражданское содействие" и "За права человека".Правозащитники заявили, что вынуждены получать иностранные гранты,поскольку в России государство и бизнес деньги независимому гражданскомусектору практически не дают.

Глава МХГ, 85-летняя Людмила Алексеева сказала тогда, что группа никогда не назовет себя "иноагентом", но ее могут заставить отказаться от западных грантов. "Я не знаю ни одной правозащитной организации, которая зарегистрировалась бы как иностранный агент. Мы не являемся иностранными агентами. Мы не можем так себя называть. Этого требует закон, но мы небудем давать ложные сведения", - заявила она.

После вступления закона в силу Алексеева сообщила, что будет искать деньги на работу МХГ в России "только при условии, что мы пройдем всю процедуру, и суд нас обяжет". "Пусть реагируют, пусть посадят меня в тюрьму. Я там быстренько умру, я - человек очень старый. Интересно, как это будет выглядеть. Поглядим", - заявила она.

В партии "Единая России", разработавшей закон, назвали саботажем отказ НКО подчиниться ему.