Президент Дмитрий Медведев провел совещание с членами президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, передает ИТАР-ТАСС. Он посоветовал правозащитникам уделять больше внимания обычным уголовным делам, а не фокусировать свои усилия на "раскрученных темах" вроде дела Магнитского или Ходорковского.
"Мы очень часто возвращались к резонансным, но единичным случаям. За примером далеко ходить не надо. Это уголовные дела Ходорковского, Магнитского. В ряде случаев это было вполне оправдано, но в целом это создавало впечатление, что совет заинтересован по высокорезонансным, раскрученным делам", - сказал Дмитрий Медведев на заседании при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Уходящий глава государства добавил, что количество лиц, в отношении которых возникает сомнение в их вине, намного больше. "Об этом стоит помнить. Даже при понимании того, что какие-то дела являются знаковыми (и), наверное, определяют общий уровень правопорядка в стране", - сказал Дмитрий Медведев.
- Медведев предложил наказывать протестующих "несогласных" гибче, но не "запредельно жестоко"
По словам президента, он "получал обращения из очень разных мест, в том числе, естественно, из мест лишения свободы". В одном из писем Дмитрию Медведеву задали вопрос, почему президентский аппарат "занимается только несколькими известными делами", а о других заключенных не беспокоится?
Правозащитникам посоветовали "идти в регионы"
Президент выразил уверенность в том, что востребованность ресурса гражданского общества в целом и президентского Совета по правам человека "с каждым годом будет только возрастать, и для этого будут избираться все новые и новые формы".
Проводя последнее заседание Совета перед завершением своих президентских полномочий 7 мая, Дмитрий Медведев дал правозащитникам ряд советов. Он отметил, что, несмотря на очевидные достижения Совета, были идеи, которые не удалось реализовать, передает "Интерфакс".
"Очень часто мы пытались объять необъятное, распылялись по самым разным направлениям", - отметил он.
Дмитрий Медведев подчеркнул, что любой власти, даже президентской,недостаточно для того, "чтобы решить все проблемы на одном заседании". В то же время он считает весьма продуктивным способом работы проведение тематических заседаний.
"Тематические заседания - будь то обстановка с правами человека на Кавказе или экология - оказались весьма и весьма полезными и включали набор предложений, находящихся в русле одной темы", - заявил президент.
По его мнению, Совет по развитию гражданского общества иправам человека также должен регулярно проводить выездные заседания, чтобы в них могли участвовать представители неправительственных организаций из разных регионов. Медведев добавил, что практика поездок по регионам была введена им впервые с 1993 года, и он назвал ее "абсолютно оправданной".
На фоне бесконечных успехов стыдно за несделанное
Дмитрий Медведев пообещал, что, сложив полномочия главы государства, продолжит взаимодействие с правозащитниками, членами Совета по правам человека. "Жизнь не заканчивается, взаимодействие может идти наразных площадках, в том числе "Открытого правительства". Остаюсь в вашем распоряжении", - сказал он.
Глава государства сказал, что за время взаимодействия сСоветом изучил множество его докладов и предложений. "Вы не можете упрекнуть меня в одном - я всегда предельно внимательно и лично изучал каждое ваше обращение, каждое письмо, давал поручения государственным структурам", - уверен Дмитрий Медведев.
Он признал, что после проверки госструктуры могли предложить другие варианты, а в ряде случаев "государственный аппарат не показывал своих лучших качеств".
"Это громоздкий механизм, который работает, мягко говоря, не спеша и далеко не всегда, подчиняясь соображениям содержательным, а подчиняясь соображениям бюрократическим", - посетовал президент. Однако в некоторых случаях Совету удавалось ускорить работу госструктур.
Говоря об успехах в работе Совета, президент в первуюочередь назвал указ о создании общественного телевидения.
"Кто бы как сейчас ни оценивал необходимость его создания, - кто-то говорит, что уже время ушло, кто-то говорит, что есть государственные каналы, которые должны быть превращены в Общественное телевидение, но этого института не было. (Теперь) он будет. Посмотрим, что из него разовьется", - сказал Дмитрий Медведев.
Он также напомнил, что Совет принимал участие в разработке концепции общественного телевидения.
Среди других достижений Дмитрий Медведев перечислил отмену трехлетнего испытательного срока для вновь избранных судей. Она призвана повысить независимость юристов от председателей судов.
Кроме того, в рамках анализа дела юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского Советом была выдвинута инициатива, которая также была зафиксирована в уголовно-процессуальном законодательстве - возможность ходатайствовать о медицинском освидетельствовании с целью замены меры пресечения. Это "дает возможность тяжело больным людям не попадать в камеру, а находиться в медицинском учреждении или под домашним арестом".
В свою очередь глава Совета Михаил Федотов выразил радость по поводу того, что удалось добиться права на медицинское освидетельствование заключенных. Он привел данные, полученные им накануне в Федеральной службе исполнения наказаний: этим правом воспользовались около тысячи подследственных, причем в 20 процентах случаев принято положительное решение и около 150 человек освобождены из СИЗО.
"Но это только начало. Совет полагает, что нужно реформировать медицинскую службу в системе ФСИН, совершенствовать практику медицинскихосвидетельствований, шире использовать общественный контроль иальтернативные меры пресечения", - добавил омбудсмен.
Пользуясь случаем, Михаил Федотов передал Дмитрию Медведеву брошюру и диск, в которых собраны аналитические справки, стенограммы заседаний, предложения Совета. "Нам не стыдно за то, что сделано за три года, но стыдно за то, что еще не успели сделать или не сумели довести до конца", - признался он.
"Мы растормошили общество, но пар может уйти в гудок"
По словам Михаила Федотова, многие поднятые Советом проблемы пока не решены. Это касается вопросов защиты прав ребенка и увековечения памяти жертв политических репрессий.
Кроме того, не завершена работа над проектом закона об общественном контроле, идею которого ранее поддержал президент. "Надеюсь, новый состав Совета довершит начатое нами, поскольку именно через развитие повсеместного и эффективного общественного контроля, опирающегося на использование интернет-технологий, можно формировать новые инструменты демократии прямого действия", - убежден Михаил Федотов.
Он также выразил сожаление в том, что Совет не успел довести до конца создание Общественного телевидения. "Не наша вина в том, что после 1 марта нас попросту отодвинули от подготовки указа", - сказал глава правозащитников, приближенных к президенту.
Михаил Федотов лишь выразил надежду, что "предложения Совета будут востребованы новым правительством при разработке устава Общественного телевидения, при подготовке поправок в законодательство, при создании Общественного радио России".
"Но все-таки главного мы с вами добились: мы растормошили-таки общественное сознание, создали условия для того, чтобы население через гражданское участие постепенно превращалось в гражданское общество", - подытожил Михаил Федотов.Он также высказал убеждение, что митинги и протесты являются нормальной формой проявления гражданской активности. "Мы убеждены, что многотысячные митинги и демонстрации - это нормальная форма гражданской активности. Нормальная, но далеко не единственная. И вовсе не средство спускать пар", - сказал Михаил Федотов.
Однако, по его мнению, пар общественной энергии "должен не уходить в гудок, а работать на развитие страны".
Главная задача состоит в том, чтобы не останавливаться на достигнутом и продолжать реформы. "Мы знаем, что и вы не удовлетворены результатами проведенных реформ, но это не повод их останавливать, а серьезное основание длятого, чтобы пересмотреть степень гражданского участия в их осуществлении", - подчеркнул глава Совета, обращаясь к Дмитрию Медведеву.
В ответ президент поблагодарил Совет за работу, а Федотов вспомнилнескольких бывших членов Совета, которые теперь в нем не состоят, но внесли большой вклад в его работу. Он особо отметил Эллу Памфилову, которая 8 лет руководила Комиссией при президенте по правам человека.