Международный гроссмейстер Виктор Корчной, участник двух матчей на первенство мира по шахматам, поделился своим мнением о чемпионате мира в Аргентине и шахматисте Топалове, которому прочат победу, а также о Гарри Каспарове.

В седьмом туре проходящего в Аргентине чемпионата мира по шахматам болгарский гроссмейстер Веселин Топалов значительно увеличил свои шансы на победу, однако затем позволил конкурентам немного приблизиться. Тем не менее, по прошествии половины соревнования он уверенно лидирует на турнире с участием восьми сильнейших игроков.

О чемпионате мира с гроссмейстером российского происхождения Виктором Корчным, который в 1978 и 1981 годах проиграл на чемпионате мира Анатолию Карпову, беседовал корреспондент газеты Die Welt Дирк Польдауф (перевод на сайте Inopressa.ru).

- Господин Корчной, вы верите, что победа у Веселина Топалова уже в кармане?

- Я бы не был так уверен. Второй период может все коренным образом изменить.

- Однако удивительно, как Топалов выигрывает партию за партией. Как мог, например, Петр Свидлер, второй сильнейший игрок на турнире, проиграть ему белыми?

- Юдит Полгар тоже совершила глупую позиционную ошибку и потеряла пешку. Я не могу понять, почему соперники Топалова так плохо играют.

- Это соперники так плохо играют или Топалов – так хорошо?

- И то, и другое. Однако Топалов явно отличается от всех других, прежде всего, своей энергией. У него фантастически много энергии, по сравнению с другими! Не следует забывать, что после семи туров у него была всего одна ничья, с Анандом. Но даже в этой партии у него было очень выигрышное положение.

- Является ли этот турнир для Вас единственным настоящим чемпионатом мира? Есть же еще Владимир Крамник, еще один чемпион мира, который не играет в Аргентине!

- Существует идея объединительного состязания. Однако все равно остается неясным, согласится ли внушительный победитель турнира выступить против Крамника. Успехи Топалова очень велики по сравнению со слабой игрой Крамника, которую он демонстрирует в последние два-три года. Президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов говорит, что матч состоится, если Крамник найдет спонсора, который заплатит два миллиона долларов. Это значит, что не ФИДЕ ищет кредитора, а Крамник сам. Но это звучит смешно.

- Как бы Вы охарактеризовали стиль игры Топалова?

- В истории шахмат было много хороших, сильных, агрессивных, фантастически одаренных игроков. Топалов на самом деле в какой-то мере заменяет Каспарова, каким он был, еще действительно являясь чемпионом мира и намного превосходя всех других гроссмейстеров. Каспаров ушел, и теперь вместо него на таком же уровне играет Топалов, а возможно, даже лучше.

- Вы не жалеете больше об отсутствии Каспарова, так как Топалов его полностью заменил?

- Я презираю Каспарова. Я объясню почему: потому что он ушел из шахмат в том возрасте, когда у меня еще не было больших успехов. У меня была альтернатива: я должен презирать сам себя за то, что я еще играю в шахматы, или Каспарова? Успех пришел ко мне, когда мне было 47. А Каспарову еще не было и 42 лет, когда он бросил шахматы.

- Что Вы думаете об амбициях Каспарова в российской политике?

- Я считаю их смешными. Чтобы играть в шахматы, нужно пройти хорошую школу. У Каспарова была очень хорошая школа. Чтобы быть политиком, тоже нужна хорошая школа. У Каспарова ее не было.