Крупнейшая оппозиционная партия в бундестаге, правопопулистская "Альтернатива для Германии" (АдГ), потребовала от следствия обнародовать все детали расследования убийства гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили в Берлине
Pixabay.com

Крупнейшая оппозиционная партия в бундестаге, правопопулистская "Альтернатива для Германии" (АдГ), потребовала от следствия обнародовать все детали расследования убийства гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили в Берлине. Вопрос будет рассмотрен в бундестаге на следующей неделе. Как заявили "Известиям" в международном комитете парламента ФРГ, дело "могло быть сфабриковано" для обострения отношений с РФ.

4 декабря Берлин объявил персонами нон-грата двух дипломатов РФ и выслал их из страны. Официальной причиной был назван недостаточный уровень содействия российской стороны в расследовании дела об убийстве Хангошвили, в котором подозревается россиянин "Вадим Соколов" (настоящее имя, по данным журналистов-расследователей - Вадим Красиков). В МИД РФ в тот же день заявили о грядущих ответных мерах, а на следующий день глава МИД РФ Сергей Лавров призвал ФРГ задействовать каналы для общения с российскими правоохранительными органами.

Между тем член международного комитета бундестага от АдГ Вальдемар Гердт заявил, что действия правительства выглядят как потакание иностранным интересам, особенно в преддверии "нормандского саммита". Поэтому его партия намерена поднять вопрос о предоставлении всех деталей следствия широкой общественности, чтобы исключить возможность политизации дела. "На следующий неделе в бундестаге мы поднимем вопрос об открытости следствия и сделаем всё возможное и невозможное, чтобы правда вышла на свет", - заявил политик.

АдГ считается "пророссийской" партией. В феврале этого года Федеральное ведомство по защите конституции Германии (BfV), исполняющее функции контрразведки, обсуждало связи между Кремлем, АдГ и еще одной ультраправой партией - "Право". По данным контрразведки, Москва рассматривает их "в качестве возможных союзников в попытке дестабилизировать Запад". Таблоид Bild писал в мае, что депутаты бундестага от АдГ использовали дипломатические паспорта для поездки в Россию и в Крым без визы. Их обвинили в нарушении предписаний, запрещающих использование дипломатических паспортов для частных поездок. По данным Der Tagesspiegel, представители этой партии также активно ездят на территорию ДНР и ЛНР.

В партии "Левых" также полагают, что причастность властей РФ к убийству не доказана, а новые санкции лишь подтвердят политизированность дела. В МИД Германии заявили, что намерены "идти до конца в этом расследовании с Россией", и о санкциях пока речь не идет. В партиях правящей коалиции не смогли предоставить оперативный комментарий.

Ранее СМИ сообщили, что убитый Зелимхан Хангошвили причастен к организации терактов на территории РФ, поддерживал запрещенный в России "Имарат Кавказ". В 2016 году Грузия объявила его в международный розыск. Сообщалось, что Хангошвили был связным между лидерами незаконных вооруженных формирований Кавказа - Асланом Масхадовым, Шамилем Басаевым и Доку Умаровым. В результате спланированной им масштабной террористической атаки на Ингушетию были убиты 98 человек.

Киллер просил убежище в Европе, а брат убитого опасается за свою жизнь

По данным Le Monde, Красиков-"Соколов" через три дня после убийства Хангошвили подал заявление с просьбой о предоставлении убежища во Франции.

26 августа власти Германии направили эту просьбу во французское консульство в Москве. Основанием было названо то, что Красиков въехал в шенгенскую зону через Париж. В ответ на это представитель МВД ФРГ заявил Der Spiegel, что у федерального ведомства по делам миграции и беженцев (BAMF) нет прошений об убежище от кого-либо из подозреваемых.

Между тем 46-летний брат Зелимхана Хангошвили Зураб назвал себя следующим в списке целей киллеров. "Меня попросили быть осторожным. Я не выхожу один", - заявил он The Times (перевод 35. InoPressa).

Обеспокоенность за судьбу старшего брата выражала и сестра Хангошвили Зейнаб. Кроме того, в интервью немецкой русскоязычной телекомпании OstWest она сообщила о попытках Федеральной службы безопасности России завербовать ее мужа, когда они жили в Волгограде. По ее словам, супругу предлагали поехать в Грузию и стать осведомителем при Хангошвили: когда пришедшие к ним "перешли на угрозы", семья покинула Россию.