Aljazeera

Видеопленку с кадрами казни первого из четырех итальянских заложников - 36-летнего Фабрицио Куаттрокки - катарский телеканал Al-Jazeera, получивший видеокассету, в своем эфире решил не показывать из-за крайней жестокости снятых сцен.

Однако пленку эту увидели и в Катаре, и в Италии. Ее посмотрел посол Италии в Катаре, который и опознал погибшего Куаттрокки. Позднее пленку увидел глава МИД Италии Франко Фраттини.

С разрешения родственников погибшего глава МИД рассказал о последних минутах жизни Куаттрокки. "Когда убийцы направили на него пистолет, этот человек попытался сорвать с головы капюшон и крикнул: "Сейчас я покажу вам, как умирает итальянец". И они убили его", - передает слова Фраттини агентство Reuters.

"Он умер героем", - добавил министр иностранных дел Италии.

К видеокассете было приложено послание иракских террористов, в котором говорилось, что заложник убит, потому что премьер-министр Италии Сильвио Берлускони отказался вывести 2700 военнослужащих итальянских войск из Ирака. "Его не интересуют души итальянских заложников. Он хочет понравиться своим хозяевам из Белого дома", - утверждают боевики.

Кроме того, в качестве одного из условий освобождения заложников боевики требуют освобождения всех арестованных за последнее время в Ираке радикальных мусульманских улемов - сторонников Муктады ас-Садра и боевиков "Армии Махди".

Телеканал Al-Jazeera сообщил, что итальянцев удерживает ранее неизвестная иракская группировка "Аль-Катиба аль-Хадра" ("Зеленый батальон"), которая захватила их в районе города Эль-Фаллуджа. Боевики пригрозили "убивать одного за другим плененных итальянцев до тех пор, пока не будут выполнены их требования".

Убитый не говорил родным, что уезжает в Ирак

Фабрицио Куаттрокки проживал с семьей в Генуе и работал в охранной компании ИБСА. В Ираке Куаттрокки находился с ноября прошлого года, а матери сказал, что отправился в Косово, чтобы ее не тревожить. Мать Куаттрокки, узнавшая о его гибели, была доставлена в генуэзскую клинику. Квартиру, где он жил, не покидают родственники, друзья, коллеги по работе.

Вся Италия взбудоражена сообщениями о казни своего соотечественника, захваченного в Ираке. Фотография Фабрицио Куаттрокки - сегодня на первой полосе всех без исключения итальянских газет. "Убит один из итальянских заложников" - все заголовки абсолютно одинаковые.

Все захваченные итальянцы - гражданские лица, работавшие в частной американской охранной фирме. Ранее они служили в армии или в правоохранительных органах, а в Ираке работали по контракту в американской охранной фирме.

Однако взявшие их в заложники боевики утверждают, что итальянцы занимались шпионажем в пользу оккупационных сил.

Берлускони заявил, что убийство итальянского заложника "не расколет Италию"

Председатель Совета министров Италии Сильвио Берлускони заявил, что убийство итальянского заложника в Ираке не повлияет на ее усилия по установлению мира в этой стране.

"Они уничтожили жизнь человека, но не разрушили наши ценности и наши усилия, направленные к миру",- говорится в заявлении премьера, которое зачитали сегодня ночью по государственному телевидению РАИ.

Соболезнования семье Куаттрокки направили парламент и правительство, а также лидеры оппозиции. Несмотря на разногласия между кабинетом Сильвио Берлускони и его оппонентами из левоцентристской коалиции "Оливковое дерево" о целесообразности пребывания итальянского воинского контингента в Ираке, после гибели заложника весь итальянский политический спектр убежден, что идти на поводу у экстремистов нельзя.

За несколько часов до казни шейх пообещал, что их не тронут

"Я не могу в это поверить! Неужели?.. Нет, нет, нет!" Такой была реакция семи оставшихся в Багдаде коллег четырех похищенных итальянцев, когда они узнали о случившемся. "Но почему? Ведь еще несколько часов назад они нас успокоили", - прошептала Валерия Кастеллани, координатор группы, сообщает итальянская газета Corriere della Sera . (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru)

Несколько часов длилось тягостное ожидание: кого убили? Затем возник новый тревожный вопрос: когда наступит очередь следующего? Еще днем, после первого контакта с местными иракскими представителями, обещавшими помочь, они обрели надежду.

"Вы хотите, чтобы ваших товарищей немедленно освободили? Тогда возвращайтесь вместе с итальянским послом. Пусть он встретится с нами лично, пусть поймет, почему мы воюем!" - заявили иракцы.

Валерия и ее коллега Паоло (он не захотел назвать свою фамилию по причинам безопасности) решили поехать к Мохаммеду аль-Хабибу, главе клана Рабия и влиятельному лидеру 144 других племен, проживающих в районе Басры, на юге, в Рамади и Эль-Фаллудже, где, как полагают, содержатся заложники.

Переговоры начинались трудно. Длительное молчание, пока подавали чай, натянутые улыбки, рукопожатия с многочисленными старейшинами. Но спустя пару часов напряжение как будто бы спало.

"Ваши товарищи чувствуют себя хорошо. Они в хороших руках. Пока они под нашей защитой, с их голов не упадет ни один волос. Мы люди чести. Но вы должны встать на наше место. Что бы вы сделали, если бы Италию захватила иностранная держава?" - спросил шейх Талеб аль-Мохенди, который живет непосредственно в Эль-Фаллудже, сердце "суннитского треугольника".

Позднее его слова уже казались злой шуткой.

Тогда итальянцы перевели дух, но в глубине души чувство тревоги сохранялось. "Кто теперь убедит Де Мартино (представитель Италии в Ираке) пойти с нами? Мы два дня умоляем его о помощи. Но он задает тысячу вопросов о нашей деятельности и палец о палец не ударил пока", - восклицает Валерия.

"Ждите. Такие дела быстро не делаются. Нам потребуется не меньше 10 дней, чтобы заключить соглашения", - говорит аль-Хабиб. Но 10 дней - слишком большой срок.

"Что же будет, если, не дай бог, в Насирии вспыхнут новые столкновения между итальянскими военными и населением? Жизнь наших товарищей висит на волоске", - говорил Паоло.

Вечером, после того как стало известно об убийстве одного из заложников, Де Мартино согласился встретиться с шейхами. Пока неясно, кто захватил четырех итальянцев. Итальянский корреспондент попытался восстановить факты.

"Сальваторе Стефио, наш руководитель, отбыл вместе с тремя коллегами утром в понедельник. Они должны были сесть на самолет. Хотя свободных мест не было, но он не хотел ждать. Он хотел побыстрее вернуться в Италию, потому что на 18 апреля были запланированы переговоры об охране итальянских компаний, которые намереваются развернуть свою деятельность в Ираке", -вспоминает Валерия.

Таким образом, цепь поспешных действий завершилась похищением. Вместо заказанных двух автомобилей Chevrolet Caprice, развивающих большую скорость и не бросающихся в глаза, прибыл один огромный джип. Поскольку подобными часто пользуются иностранцы, эта машина стала любимой приманкой для террористов и повстанцев.

Они все же уехали, но на выезде из города их остановили американцы и конфисковали три тяжелых пулемета, на которые не было лицензии. Они вернулись назад и взяли два пистолета калибра 9 мм и МР5. Было уже почти 10 часов, очень поздно - до Аммана 18 часов езды. Но они все же пустились в путь.

Они решили не ехать по шоссе на Эль-Фаллуджу, избрали маршрут Самарра-Тикрит и по пустынной дороге решили свернуть на автостраду, ведущую в Иорданию через Рамади. Вероятно, именно здесь их остановили повстанцы, переодетые в форму полицейских. Точно известно, что до границы они так и не добрались: они не передали оружие и автомобиль двум коллегам, находившимся на небольшой американской военной базе, которые должны были ехать в Багдад.

"Они не связывались с нами по телефону", - подтвердила Валерия.

Произошла трагедия, и итальянцы чувствуют себя брошенными.

"Нас оставили на произвол судьбы. Де Мартино о нас все известно. Мы работаем в Ираке с августа прошлого года. Мы работали как личная охрана в англо-американской Bearing Point, в телефонной компании МCA и компании RTI. В январе посол Марио Озио, исполнявший обязанности министра по делам культуры в американской администрации в Ираке, просил нашей помощи. Мы сообщили о наших условиях: 20 тысяч долларов за каждого находящегося под охраной, но Де Мартино так ничего и не ответил, и мы сочли вопрос исчерпанным".

Прозвучали жесткие слова и в адрес правительства. "Разве они не могли воздержаться от заявлений, что никаких переговоров с террористами нет и не будет? - восклицает Паоло. - В Риме есть люди, которые хотят стать героями за счет наших жизней".