Nick Ray/ The Times

Археологи Лондонского музея обнаружили при раскопках кнут XI века с деревянным кнутовищем и кожаным хлыстом, завязанным узлами, – явно с целью причинить большую боль. Археологи не могут прийти к единому мнению, был ли этот кнут инструментом садо-мазохизма в саксонском борделе или же он предназначался для устрашения рабов. Этот кнут в хорошем состоянии был найден при раскопках лондонского дома эпохи 900-1050 годов.

Пока еще не найдено доказательств того, что это был бордель, так как большинство кварталов "красных фонарей" находилось за пределами городских стен. Но улица Квин-стрит, на которой стоял этот дом, была известна тем, что в 1395 году на ней "взяли с поличным" мужчину-трансвестита Джона Рикенера (занимавшегося проституцией под именем Элеонора) во время полового акта с "джентльменом из Йоркшира" прямо на рынке, на прилавке, пишет британская The Times (перевод на сайте Inopressa.ru). Христианские философы раннего Средневековья считали секс грешным занятием. Англо-саксонские церковные деятели составляли списки дней, когда было необходимо воздерживаться от близости, и это вело к тому, что люди лицемерили и все равно занимались сексом, но скрывали это. При этом епископ Винчестерский, например, зарабатывал деньги на проститутках, которые оказывали свои услуги прямо в одном из его особняков. Государство и церковь закрывали глаза на существование публичных домов.

Между тем Джон Кларк, куратор средневековой коллекции музея, считает, что этот кнут может являться первым доказательством существования рабства в саксонском Лондоне. "Я не могу представить, что в раннем Средневековье, в XI веке, имелись сексуальные игрушки", – говорит он.

Лондон имеет долгую историю причастности к работорговле. Считают, что в XI веке леди Джита, родственница короля Кната, отправляла в Данию партии молодых привлекательных английских девушек-рабынь. Слуги и сельскохозяйственные работники были рабами, равно как военнопленные и преступники обращались в рабство. За небольшие провинности рабов могли высечь, а за более серьезные нарушения – покалечить или убить.

У Джона Кларка есть и другая теория – что кнут мог быть предметом религиозного культа, используемым религиозным фанатиком. "В разгар эпидемии "черной смерти" (чумы) в Лондон из Голландии прибыла группа из 120 человек с кнутами (флагеллянтов), которые шли по городу и избивали до крови всех встречных, в надежде отвратить ниспосланную Богом чуму".

Этот кнут будет выставлен в галерее Средневековья лондонского музея на этой неделе, вместе с другими экспонатами, такими как глиняные чашки и кубки, чтобы показать посетителям, как много спиртного пили лондонцы.

Музей задался целью продемонстрировать, что попойки – далеко не новое явление. Семь столетий назад в Лондоне было 1300 пивных, по одной на каждые 50 жителей, и все они были набиты молодыми посетителями. "Большинство людей, в том числе и дети, пили эль. Они пили его даже на завтрак, и в течение дня выпивали целый галлон", – рассказывает Кларк.