От имени главы фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера, Джемисона Файерстоуна и менеджмента компании в Высокий суд Лондона был направлен конфиденциальный документ, зарегистрированный под номером HQ12D01742, который оказался в распоряжении издания "Совершенно секретно". Он касается Павла Карпова - бывший следователь Главного следственного управления ГУВД Москвы, как сообщалось, подал в Высокий суд Лондона иски к Уильяму Браудеру и директору подведомственной ему компании Firestone Duncan Джемисону Файерстоуну, которые обвиняют Карпова в финансовом мошенничестве и смерти Сергея Магнитского. Истец в свою очередь обвиняет обоих бизнесменов в клевете и требует возмещения морального и репутационного ущерба.
Документ представляет собой 68-страничный меморандум и подписан тремя адвокатами потенциальных ответчиков - Джеффри Робертсоном, Кэтрин Эванс и Томом Вейссельбергом. Его авторы призывают суд не рассматривать иск Карпова. Причина - в нежелательности рассматривать в суде британской юрисдикции иск замешанного в коррупции российского чиновника. Подобные тяжбы, по мнению авторов документа, должны решаться в России.
Hermitage Capital относит Карпова к так называемой "ОПГ Клюева". По версии друзей Магнитского, Карпов, его коллега экс-подполковник ДЭБ МВД Артем Кузнецов, экс-глава 28-й столичной налоговой инспекции Ольга Степанова были дружны с бывшим владельцем "Универсального банка сбережений" Дмитрием Клюевым - даже отдыхать на Кипр ездили вместе. А главное, похищенные из бюджета деньги они, по версии Hermitage Capital, переводили на счета в его банке.
"Клеветники" утверждали, что Карпов со товарищи, находясь на службе в московских правоохранительных органах, в частности, похитил документы и печати, которые впоследствии были использованы для незаконного возврата 5,4 млрд налоговых отчислений.
Репутация Карпова не пострадает, потому что ее нет
Адвокаты отвергают утверждение Карпова о том, что в результате "клеветнических" обвинений пострадает его репутация: по их мнению, это не имеет отношения к Великобритании, где Павла Карпова никто не знает и у него "нет репутации". Помимо этого, юристы Hermitage Capital указывают на высокую стоимость предполагаемого судебного процесса из-за его возможной большой длительности и трудоемкости, связанной, в частности, с переводом на английский язык множества документов.
Следующие проблемы - свидетели Карпова говорят только по-русски, а ответчики не смогут затребовать у Генпрокуратуры и МВД необходимые для защиты документы. По мнению адвокатов, Карпов попросту хочет заставить Браудера и Файерстоуна потратить как можно больше денег и времени на тяжбу с ним.
В направленном в Высокий суд Лондона заявлении есть и утверждение о членстве Карпова в "клюевской ОПГ", что, по мнению "Совершенно секретно", само по себе может быть расценено как клевета.
В статье российского издания приводится мнение бывшего главного юриста ЮКОСа, адвоката и профессора Вестминстерского университета Дмитрия Гололобова. Тот считает, что судебный процесс все-таки состоится, и будет долгим, сложным и запутанным.
Кстати, авторы документа обращают внимание суда и на траты Карпова, несоразмерные с его официальной зарплатой. По их сведениям, свою собственность он регистрирует на имя матери-пенсионерки, а размер ее пенсии достигает 3200 долларов в год. Как утверждают адвокаты фонда, на ее имя в течение девяти лет было зарегистрировано десять дорогих автомобилей, в том числе Mercedes стоимостью 72 650 долларов. Кроме того, его матери принадлежит роскошная квартира на Мичуринском проспекте в Москве стоимостью около 930 тысяч долларов, а также два земельных участка в Наро-Фоминском районе, которые оцениваются в 120 тысяч долларов.
Адвокаты подсчитали, что в течение 2004-2012 годов подполковник Карпов побывал за границей 47 раз и провел 225 дней в 17 странах, включая США, Великобританию, Италию, Испанию, Грецию, Дубай, страны Карибского бассейна.
Если рассмотрение иска Павла Карпова к Уильяму Браудеру все же состоится в Высоком суде Лондона, то, как отмечает газета The Independent, одной из самых серьезных трудностей, с которой неизбежно столкнется британский судья, станет невозможность для него получить свидетелей из России и потребовать у Москвы представить важные для рассмотрения дела документы.
Независимо от направленного в суд документа, адвокаты Уильяма Браудера назвали иск, поданный Карповом, попыткой противодействовать "акту Магнитского". "Это масштабная и опрометчивая политическая спекуляция, направленная на противодействие введению санкций", - цитирует "Интерфакс" слова Марка Стивенса, защитника Браудера.