Reuters

Президент Сирии Башар Асад выступил в парламенте с обращением к народу. Это стало его первым публичным заявлением для всей страны, сделанным после начала массовых акций протеста оппозиции. На фоне обещаний пойти на уступки протестующим и провести реформы от Асада ожидали обещанной отмены чрезвычайного законодательства, которое действует с 1963 года и вводит цензуру и ограничения на политическую жизнь.

Между тем Асад сконцентрировался больше на обвинениях манифестантов в заговоре против Сирии. "Враги работают для того, чтобы подорвать безопасность Сирии, но они выбрали не ту страну, - заявил президент. - Наш долг обеспечитьбезопасность, это испытание для нашего единства".

Сирийский лидер сказал, что "волнения в Сирии стали результатом заговора меньшинства, спровоцированным из-за рубежа, чему есть доказательства", передает "Интерфакс". Впрочем, он подчеркнул, что не имеет в виду, что все, кто вышли на улицы в знак протеста, являются заговорщиками.

Асад сказал, что "если найдутся реформаторы, мы поддержим их". "Мы идем навстречу требованиям народа, но не можем поддержать силы хаоса", - сказал сирийский лидер. Он признал необходимость реформ и удовлетворения жизненныхпотребностей населения.

В целом, он выразил уверенность в том, что стране удастся преодолеть кризис. При этом он отметил, что ситуация в стране уже возвращается в нормальное русло.

Кроме того, он подчеркнул, что силам безопасности были даны четкие инструкции не применять силовые методы против демонстрантов во время акций протеста. В то же время, как напоминает Reuters, во время этих акций уже погиб 61 человек.

Напомним, Асад принял во вторник отставку правительства. Об экстренном плане политических преобразований сирийское руководство объявило еще в прошлый четверг, спустя неделю после начала волнений в городе Дераа, расположенном на границе с Иорданией. План, в частности, предусматривает введение многопартийной системы, принятие нового закона о СМИ, проведение судебной реформы, а также ужесточение борьбы с коррупцией, которая вызывает особое недовольство населения.

Толчком для начала событий в Дераа, в котором начались народные волнения, позднее перекинувшиеся на другие районы страны, послужил арест группы школьников, писавших антиправительственные лозунги на стенах и заборах. Люди вышли на улицы с требованием освободить их. В столкновениях с полицией за неделю погибли несколько десятков человек.

Политолог Фейсал Итани отмечает, что 11 лет назад после принятия присяги молодой президент Асад уже говорил о больших переменах, однако через полгода процесс либерализации застопорился, а энтузиасты "дамасской весны" угодили за решетку. Процесс реформ ограничился экономической сферой и вступлением Сирии в век современных телекоммуникаций, передает ИТАР-ТАСС.

В 2005 году 10-й съезд Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или партия "Баас") утвердил курс на поэтапные преобразования и активное привлечение молодежи к управлению страной, но зримых изменений в политической сфере не произошло. Баасисты сохранили контроль над государственной машиной, СМИ и всей общественной жизнью. В частности, в стране заблокирован доступ к Facebook и некоторым новостным сайтам.

Как отмечает политолог, Башар Асад и его супруга Асма пользовались все эти годы народной любовью. Чтобы быть ближе к людям и их нуждам, президентская семья покинула дворец и переселилась в город. В последние недели, в преддверии очередного партийного форума сирийский лидер объехал, кажется, всю страну, и в провинции его встречали с радостью и надеждой на перемены.

Между тем журналист Михаил Ростовский отмечает, что 74% жителей Сирии являются мусульманами-суннитами, а семья Асадов принадлежит к небольшой шиитской секте алавитов, в которую также входят 1 млн человек из 22-миллионного населения страны. По мнению журналиста, такая политическая конструкция во многом держится на силе и жестком управлении.

При этом Ростовский в комментарии для РИА "Новости" отмечает, что еще в январе президент заявлял, что у Сирии иммунитет против волнений, подобных египетским или тунисским, так как глава государства и народ находятся на одной мысленной волне. Теперь, судя по всему, он поменял свое мнение, если готов идти на политические уступки, но, как показывают события в других странах региона, оппозицию это может уже не устроить.

Он также предполагает, что в случае развития ливийского сценария и начала гражданской войны в Сирии в конфликт могут быть втянуты США и Израиль. В Вашингтоне, как отмечает Ростовский, ненавидят режим Асада, считая его едва ли не главным покровителем мирового терроризма.

А Израиль и Сирия до сих пор не подписали мирный договор, и периодически в двусторонних отношениях происходит обострение. Так, в ответ на поддержку Дамаском терактов в Израиле в 2003 году авиация еврейского государства разбомбила лагерь палестинских боевиков на территории Сирии. Самолеты еврейского государства пролетали также и непосредственно над президентским дворцом Башара Асада. Если принять во внимание, что главными оппонентами нынешнего режима являются исламисты, то можно ожидать, что политика Дамаска в случае победы оппозиции станет еще более жесткой.