Совет Безопасности ООН по инициативе США и Великобритании в понедельник принял резолюцию, расширяющую так называемый обзорный список товаров для Ирака - то есть тех, которые он может ввозить только с согласия ООН.
За эту резолюцию, получившую номер 1454, проголосовали 13 членов СБ ООН, Россия и Сирия воздержались, передает Прайм-ТАСС.
Как заявил постоянный представитель РФ при ООН Сергей Лавров, Россия воздержалась при голосовании в Совете Безопасности ООН по проекту резолюции о списке товаров для Ирака, поскольку в ней не учтены интересы российских производителей.
Резолюция вступила в силу в ночь с понедельника на вторник по нью-йоркскому времени, когда в Москве было 8 часов утра.
Резолюция предусматривает внесение изменений как в процедуру поставки гуманитарных и гражданских товаров в Ирак, так и в сам список товаров, которые могут иметь двойное назначение. В приложениях к резолюции, которые насчитывают 20 страниц, перечислено около 50 товаров и процедур их поставки, которые дополнят согласованный СБ ООН в мае прошлого года обзорный список товаров для Ирака.
Этот документ является составной частью гуманитарной программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", действующей уже 6 лет и имеющей целью несколько смягчить для иракского населения тяжелые последствия торгового эмбарго, которое было введено после нападения Ирака на Кувейт в 1990 году.
В соответствии с программой Ираку разрешено продавать свою нефть и использовать полученные деньги на закупку продовольствия, медикаментов и других товаров гуманитарного назначения.
Открыто готовясь к войне против Ирака, Вашингтон и Лондон хотят максимально перекрыть поступление в Багдад товаров, которые бы могли хоть как-то усилить его военную мощь. Исходя из этих соображений соавторы резолюции добились включения в запретный список безобидного на первый взгляд медицинского препарата атропин, который, с точки зрения Вашингтона, может быть использован Ираком как противоядие против газов нервно-паралитического действия. В список также включены антибиотик "Сайпро", скоростные моторные лодки, активированный уголь,автомобильные шины определенного диаметра, гидравлические подъемники, "глушилки" и пр. Остались в нем и грузовики КамАЗ грузоподъемностью до 20 тонн.
По мнению Сергея Лаврова, резолюция накладывает "неоправданные ограничения на целый ряд товаров, которые не имеют двойного назначения, и прежде всего на товары и оборудование российского производства", в частности, на автомобили КамАЗ.
"Россия добивалась, чтобы эта техника была изъята из обзорного списка товаров и доставлялась в Ирак напрямую, т. е. без подачи заявок в комитет ООН по санкциям, - сказал российский посол. - Однако сделать этого, к сожалению, не удалось. Наши партнеры так и не смогли вразумительно объяснить свою позицию. Они ссылались на то, что грузовики могут иметь двойное назначение и переоборудоваться чуть лине в ракетные установки, однако убедительных доказательств привести не смогли".
По словам российского представителя, не смогли соавторы толком ответить на конкретное предложение Москвы о том, что "в условиях, когда инспекции в Ираке возобновились, наладить контроль за конечным использованием тяжелых грузовиков не составляет никакого труда".
Соавторам резолюции "было давно известно о конкретном интересе российских производителей к иракскому рынку, однако они не смогли на него откликнуться", констатировал Лавров. Именно поэтому Россией и было принято решение воздержаться при голосовании по данной резолюции.
В то же время Россия считает, что удалось "значительно улучшить" изначальные предложения США. В частности, не был ужесточен экспорт в Ирак медикаментов. Кроме того, не были ужесточены некоторые процедуры применения списка, которые фактически давали секретариату ООН право добавлять к нему новые позиции. В Москве отмечают, что это бы автоматически затруднило торговлю с Ираком гуманитарными и гражданскими товарами.
СБ ООН постановил провести следующий анализ списка через 90 дней после начала нынешней фазы программы "Нефть в обмен на продовольствие" и незадолго до ее истечения. Программа была продлена на очередные 6 месяцев решением СБ ООН 4 декабря 2002 года.