Global Look Press

Современный книжный бизнес все более напоминает киноиндустрию Голливуда, которой блокбастеры нужны не время от времени, а каждый день - просто чтобы оставаться на плаву, пишет русское издание журнала Forbes в статье, посвященной "рецептам" изготовления бестселлеров.

Создание франшиз постепенно становится самым выгодным бизнесом для крупных издательств. Последний пример такого успеха - выходящая сейчас в Bloomsbury Publishing книга "Время костей" - первый выпуск в серии из семи частей, посвященной ясновидящим, которые борются в мире будущего против тоталитарного правительства и его сверхъестественных покровителей. Автор книги - 21-летняя британка Саманта Шеннон, которая прежде ничего не публиковала и из которой издатели пытаются сделать новую Джоан Роулинг.

Чтобы оценить масштаб изменений, журнал приводит следующие цифры: из общего числа проданных в 2012 году экземпляров 400 самых продаваемых книг на произведения двух авторов, Э.Л. Джеймс ("Пятьдесят оттенков серого") и Сьюзен Коллинз ("Голодные игры"), пришлось 25%. Фактически "Пятьдесят оттенков серого" опередила остальные серии художественных произведений за всю историю по доле рынка. На эту серию приходится 13,4% всех проданных экземпляров среди книг, входящих в топ-400 - это больше, чем было на пике популярности у "Гарри Поттера" и "Сумерек". Продажи, вероятно, снова подскочат, когда в конце 2013 года выйдет запланированная киноверсия, как это случилось в марте 2012 года, когда выход первого фильма "Голодные игры" вернул одноименные книги на верхние позиции в списках бестселлеров.

Потенциальное финансовое вознаграждение для писателей, которые создают серии книг, не может сравниться ни с чем в истории книжного дела. По оценкам Forbes, Джеймс получила в прошлом году 95 млн долларов и обогнала таких маститых авторов бестселлеров, как Джеймс Паттерсон (91 млн) и Стивен Кинг (20 млн). Шеннон получила за свою серию аванс порядка 500 тыс. долларов, что неслыханно для автора-новичка, которому всего 21 год. Если серию ждет успех, на который рассчитывают издатели, она заработает еще миллионы и миллионы долларов, как и само издательство.

Вместе с тем, у книжного бизнеса пока есть большое отличие от Голливуда - новые серии книг приходится изобретать с нуля.

Изменения в масштабах книжного рынка эксперты связывают с технологическими изменениями. Наибольший вклад вносят электронные книги; еще 15 лет назад их не было, а сегодня они составляют 20% всех продаваемых книг, и эта доля стремительно увеличивается. Меняются отношения читателей с книгами, а также сами книги. Фактор мгновенного удовольствия превращает заурядные бестселлеры в мегахиты, потому что устраняются усилия, которые требуются для покупки. Читатели, которые дочитывают один том, могут немедленно переходить к следующему, не прерываясь на поездку в магазин или ожидание доставки из Amazon. Более низкие цены на электронные книги по сравнению с бумажными тоже подстегивают продажи. Все это способствует расцвету многотомных серий.

В итоге "Гарри Поттер" вызвал целую волну историй о подростках-волшебниках, а "Сумерки" - целое море романов о вампирах. Сейчас же наблюдается изобилие эротических романов, а некоторые подражания "Пятидесяти оттенкам" даже добились внушительного успеха. Одна из таких книг, "Прекрасный ублюдок", принесла двум соавторам контракт на пять книг с издательством Simon & Schuster и несколько сотен тысяч долларов за права экранизации.

Здесь также сыграли роль новые технологии - "Прекрасный ублюдок" появился из фанфика поклонников серии "Сумерки", и книга собрала преданную аудиторию в интернете, прежде чем в процесс включилось обычное издательство. Журнал отмечает, что подобная история была и у "Пятидесяти оттенков" - бестселлер вырос из опубликованного автором в интернете фанатского романа "Хозяин Вселенной", который состоял из ряда сексуальных эпизодов с участием главных героев "Сумерек". Поклонникам текста на сайте FanFiction.net все было мало, и скоро Джеймс сменила название на "Пятьдесят оттенков серого" и изменила персонажей, сделав их предпринимателем-компьютерщиком и миловидной студенткой, которая разделила его пристрастие к садомазохизму и духовному освобождению.

Сам себе издатель

Однако вместе с развивающими традиционный книжный бизнес сериями появилось новое явление, которое представляет собой угрозу его существованию. Недоучившийся студент и продавец книг из Северной Каролины Хью Хоуи стал звездой книжного бизнеса после того как его постапокалиптические рассказы стали бестселлерами в интернете в 2011 году - без участия представителей издательской отрасли.

Когда он написал первую новеллу из серии "Очистка" (действие происходит в будущем, людям, живущим под землей, приходится бороться за выживание), то решил отказаться от предложений книжной отрасли и самостоятельно опубликовал книгу на Amazon.com.

Это решение сделало Хоуи мультимиллионером. За считаные месяцы он продал более 14 000 экземпляров своей работы, включая печатные издания, выпущенные за свой счет, и читатели требовали, чтобы он писал еще. Поэтому он написал новые книги серии "Очистка". К тому времени, когда его начали осаждать издатели и агенты, сотрудничество с ними уже не имело для него финансового смысла. В мае 2012 года он зарабатывал более 125 тыс. в месяц.

Он сам устанавливает цены, выбирает оформление обложки и получает 70% от продаж электронных книг и 5-6 долларов с каждой проданной книги в мягком переплете, которые он продает через подразделение CreateSpace корпорации Amazon.

Чтобы привлечь новых читателей, он бесплатно распространяет первую книгу серии. Он говорит, что для "комфортной жизни" ему хватило бы одних только доходов от продажи аудиокниг, которые он сам и выпускает.

Число книг, ежегодно самостоятельно издаваемых авторами в США, утроилось с 2006 по 2012 год и достигло 250 тысяч.