Глава "Газпрома" Алексей Миллер в начале марта направил премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с просьбой отказаться от предусмотренных в проекте соответствующего указа президента конкретных сроков перехода объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на преимущественное использование отечественного ПО и оборудования. Расходы "Газпрома" на такой переход Миллер оценил минимум в 180 млрд рублей, пишет РБК. Сейчас проект указа предусматривает переход на российское ПО до 1 января 2024 года, а на оборудование - к началу 2025 года.
"Принятие указа в текущей редакции приведет к существенной единовременной финансовой нагрузке и рискам негативного влияния на экономические показатели "Газпрома", - говорится в письме. В нем Миллер также попросил Мишустина дать поручение Минцифры и Минпромторгу рассмотреть и учесть предложения "Газпрома" по доработке этого президентского указа, а также связанных с ним проектов постановления правительства.
К письму Миллера приложены замечания к проекту указа, которые заместитель главы "Газпрома" Олег Аксютин направил в Минпромторг в январе. В них также предлагается исключить сроки перехода на российское ПО и оборудование. Аксютин отмечал, что для "Газпрома" и других компаний, имеющих опасные производственные объекты, переход на российское ПО и оборудование является техническим перевооружением, которое, как правило, возможно только при приостановке работы таких объектов.
Напомним, закон о безопасности КИИ вступил в силу 1 января 2018 года. К объектам критической инфраструктуры он относит информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети госорганов, а также автоматизированные системы управления технологическими процессами в оборонной индустрии, в здравоохранении, связи, на транспорте, в кредитно-финансовой сфере, энергетике и в ряде отраслей промышленности (топливной, атомной, ракетно-космической, металлургической, химической, горнодобывающей). Кроме того, в перечень объектов КИИ включены организации в сфере науки. Наконец, документ распределяет объекты КИИ на категории по социальной, политической, экономической значимости, а также "значимости для обеспечения обороноспособности, безопасности государства и правопорядка".
В начале ноября прошлого года Минцифры предложило продлить сроки импортозамещения для объектов КИИ - если ранее владельцев объектов КИИ предлагали обязать перейти на преимущественное использование отечественного ПО с января 2021 года, а отечественного оборудования - с января 2022 года, то в доработанном проекте соответствующего указа президента эти сроки перенесены на 2024-й и 2025 год соответственно.
В середине ноября председатель правления Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) "Отечественный софт" Наталья Касперская и исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский попросили президента Владимира Путина не переносить на три года сроки перехода объектов КИИ на отечественное оборудование и ПО. В своем обращении они отмечали, что если переход на отечественное ПО и оборудование отложат, то "это поставит в зависимость от зарубежных вендоров не только отрасль информационных технологий, но в целом экономику и систему государственного управления". При этом авторы обращения признавали, что перевод владельцев КИИ на отечественный софт и оборудование в намеченные сроки чреват определенными рисками, но, по их мнению, "нарастающие риски информационной безопасности и технологической зависимости не позволяют откладывать процесс импортозамещения".
После этого комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по связи и информационно-коммуникационным технологиям подготовила собственное заключение, в котором говорилось, что переход объектов критической информационной инфраструктуры на преимущественное использование отечественного ПО и оборудования должен быть поэтапным, а планируемые сроки импортозамещения необходимо пересмотреть. В РСПП считают, что переход следует начать не с софта, а с оборудования, поскольку иначе компаниям придется устанавливать российское ПО на иностранное оборудование, а через год переносить этот софт на новые российские устройства и адаптировать к ним. Вместо этого, как считают в РСПП, нужно сперва поэтапно заменить оборудование с учетом сроков износа используемого оборудования.
Эксперт в области информационной безопасности Алексей Лукацкий считает предложенные сроки импортозамещения ПО и оборудования нереальными. "Нужно дождаться окончания жизненного цикла текущего промышленного софта и "железа". Пока зарубежное оборудование работает, нужно проводить процедуру тестирования и пилотирования отечественных решений. Тогда вводимое оборудование не приведет к сбою и не повлечет за собой негативных последствий, например экологической или техногенной катастрофы", - считает он.
В свою очередь представитель Минцифры подчеркнул, что речь не идет о полной замене оборудования и софта. По его словам, преимущественное использование означает, что при наличии выбора между аналогичным российским и иностранным ПО и оборудованием приоритет должен отдаваться российскому.