Архив NEWSru.com

В адрес Дмитрия Медведева накануне было направлено открытое обращение представителей культурной общественности России в поддержку возвращения церковного имущества РПЦ. Среди подписавших его - кинорежиссер Николай Бурляев, писатели Валентин Распутин, Владимир Ганичев и Владимир Крупин, композитор Алексей Рыбников, историк Наталья Нарочницкая и другие.

С отдельным посланием президенту в поддержку передачи Церкви религиозных памятников выступил глава глава Союза кинематографистов РФ Никита Михалков.

Эти два обращения стали своеобразной реакцией на письмо, которое накануне направили Патриарху Кириллу руководители российских музеев, видные историки искусства, реставраторы и специалисты музейного дела, назвавшие "непродуманными" действия властей по продвижению законопроекта "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".

Текст нового обращения к президенту РФ опубликован порталом "Интерфакс-Религия. Вот, о чем в нем говорится:

"Обращаемся к Вам не только как к главе нашего государства, но и как к гражданину России, которому близки нужды и чаяния его сограждан.

Государственная власть России готовится принять долгожданное решение о возвращении Русской православной церкви исторически принадлежавших ей церковных зданий и святынь. Расценивая данный шаг как восстановление государством исторической справедливости, основанное на объективной оценке роли и значения православия в истории и современной жизни нашей страны, мы не можем остаться в стороне от общественной дискуссии вокруг этого вопроса, развернувшейся в последнее время.

Мы убеждены, что обретение Церковью некогда утраченных ею храмов и святынь, в числе которых бесценные шедевры, созданные древними мастерами, является не только актом восстановления исторической справедливости, но возвращением к первоначальному замыслу их создателей. Храмы и обители воздвигались великими зодчими прошлого как места, где должны совершаться богослужения и возноситься молитвы. Иконы и фрески, в том числе принадлежащие кисти выдающихся иконописцев Руси, созданы для живого и непосредственного соприкосновения верующих с событиями священной истории и утверждения их в православной вере. Для созидания и украшения храма как дома Божия наши предки зачастую жертвовали последним имуществом, надеясь на молитвенное поминовение в последующих поколениях. Чаяния всех этих людей заключались отнюдь не в том, чтобы церковные здания впоследствии стали безликими и формальными "очагами культуры", а намоленные иконы пылились на полках музейных хранилищ или служили предметом праздного любопытства. Поступать вопреки их воле - значит предавать память наших прадедов.

Мы знаем, что изъятие церковного имущества, осуществлявшееся в годы послереволюционного безбожного лихолетья, было насильственным и проводилось вопреки воле православных верующих, составлявших подавляющее большинство населения России. Эти трагические события были сопряжены с гибелью многих людей, самоотверженно встававших на защиту своей Веры и святынь от поругания. Отстаивать сегодня позицию невозвращения Церкви отнятого у нее тогда - значит встать на сторону тех, кто участвовал в ограблении и разорении храмов и пролитии крови невинных людей.

Мы полагаем, что вопрос сохранности памятников искусства, о которой пекутся противники возвращения церковного имущества, может быть успешно решен и в условиях нахождения этих раритетов в церковных стенах. Об этом свидетельствует уже имеющаяся многолетняя практика. Да, в ее ходе были и ошибки, и упущения, достойные сожаления. Но число случаев порчи древних икон, имевших место при их церковном хранении, не идет ни в какое сравнение с размерами их утрат и безвозвратных потерь в музейных фондах, о которых мы регулярно узнаем из СМИ. Икона, оставаясь музейным экспонатом, является только "единицей хранения". Она не защищена благоговейным отношением, которое испытывает по отношению к любому иконописному образу, вне зависимости от его ценности и древности, верующий человек.

Мы верим, что для сотрудников музеев настало время отказаться от устаревших воззрений и страхов. Невозможно отрицать значение вклада тех из них, кто в условиях господства государственного атеизма своим кропотливым подвижническим трудом сохранил для нас православные святыни. Воздавая этим самоотверженным труженикам дань уважения и признательности, мы призываем их к диалогу и соработничеству с Церковью, в котором могут быть успешно применены профессионализм и опыт, которыми они обладают. Сегодня, по нашему глубокому убеждению, настало время совместными усилиями Церкви и музеев делать общее и очень значимое дело по сохранению и приумножению национального культурного достояния. Убеждены, что этот союз послужит достойному будущему нашего Отечества.

Аверьянов Виталий Владимирович, директор Института динамического консерватизма;
Боголюбова Галина Васильевна, президент Славянского фонда России, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России;

Бондаренко Юрий Константинович, президент фонда "Возвращение";

Вяземский Юрий Павлович, автор и ведущий программы "Умницы и умники" (1 канал), зав. кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России;

Костенко Борис Игоревич, генеральный директор телеканала "Спас";

Бурляев Николай Петрович, народный артист РФ, президент Славянского форума искусств "Золотой Витязь", киноактер, кинорежиссер;

Варламов Алексей Николаевич - писатель, доктор филологических наук, профессор филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, лауреат литературной премии А. И. Солженицына и премии "Большая книга";

Владышевская Татьяна Феодосьевна, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор искусствоведения;

Володихин Дмитрий Михайлович, член Союза писателей России, лауреат Премии президента РФ в области образования;

Ганичев Валерий Николаевич, председатель правления Союза писателей России;

Крупин Владимир Николаевич,академик, член Президиума Академии российской словесности, член Президиума Всемирного русского собора, сопредседатель Союза писателей России;

Крупина Надежда Леонидовна, главный редактор научно-методического журнала "Литература в школе", кандидат педагогических наук;

Лавров Владимир Михайлович, заместитель директора Института Российской истории РАН, доктор исторических наук;

Медушевский Вячеслав Вячеславович, профессор МГК им. П.И. Чайковского, заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения;

Мультатули Петр Валентинович, историк;

Нарочницкая Наталья Алексеевна, президент Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук, руководитель Института демократии и сотрудничества;

Никешичев Михаил Валерьевич, профессор МГК им. П.И. Чайковского, кандидат психологических наук, заслуженный артист России, председатель Танеевского общества;

Плоткина Алла Григорьевна, режиссер, лауреат национальной премии "Овация", международной премии "Серебряная маслина", доцент кафедры телевидения ВГИКа им. С.А. Герасимова;

Поляченко Георгий Георгиевич, художественный руководитель международных музыкальных фестивалей в России, странах Европы и США, председатель Православного церковно-певческого общества;

Пухов Руслан Николаевич, директор Центра анализа стратегий и технологий, член президиума Общественного совета Министерства обороны;

Распутин Валентин Григорьевич, лауреат государственных премий, писатель;

Рыбников Алексей Львович, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ;

Сапонов Михаил Александрович, профессор МГК им. П.И. Чайковского, доктор искусствоведения;

Сладков Дмитрий Владимирович, член экспертного совета Росатома по региональному развитию, член Общественного совета при Министерстве юстиции РФ.
"

В поддержку возвращения Церкви имущества, отнятого большевиками, выступил и глава Союза кинематографистов РФ Никита Михалков, который с личным посланием обратился к Дмитрию Медведеву. Оно также опубликовано порталом "Интерфакс-Религия.

Кинорежиссер выразил солидарность с деятелями культуры, которые накануне в письме президенту РФ призвали отказаться от страхов в вопросе передачи Церкви имущества религиозного назначения.

"Горячо поддерживаю открытое обращение деятелей культуры России относительно долгожданного решения о возвращении Русской православной церкви исторически принадлежавших ей церковных зданий и святынь", - говорится в обращении Михалкова.

Говоря о возвращении церковного имущества, Михалков напомнил о таких понятиях, как охрана авторских прав и воля художника.

"Я глубоко сомневаюсь в том, что Андрей Рублев смог бы так написать Троицу, да и вообще начал бы ее писать, если бы знал, что она, прожив столько столетий, будет находиться в светском здании без возможности слышать Божественную литургию и выполнять главную задачу - соединять через себя человека с Богом", - считает режиссер.

По его убеждению, иконы, как и все церковные святыни, "должны служить своему народу, укреплять его веру, принимать на себя молитву и отдавать взамен духовную энергию".

Михалков с пониманием относится к беспокойству музейных работников, которых глубоко уважает за их "стойкую верность своему великому делу".

"Думаю, что и Русская православная церковь, - продолжает он, - бесконечно им благодарна за их героический и бескорыстный подвиг. Я так же уверен, что те музейщики, которые понимают истинное назначение церковных святынь, сами же помогут Церкви в создании условий для их хранения и безопасности".

Признавая, что вопрос непростой, Михалков в то же время уверен, что, "если мы действительно хотим двигаться к справедливости во всех областях нашей жизни, первое, с чего нужно начать, - это вернуть Русской православной церкви все то, что у нее варварски было отнято".