Reuters

Ватикан распространил Апостольское обращение Папы Римского Франциска Evangelii gaudium ("Радость Евангелия" - лат.) - программный документ, определяющий пути реформы Католической церкви. В нем понтифик выступил за ее коренное обновление, "дебюрократизацию" и поворот к проблемам беднейших жителей планеты.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, в обращении Папы подчеркивается, что мировая экономическая система стала порочной, поскольку целиком выстроена на "культе денег". Папа римский призвал богатых людей больше жертвовать бедным.

Апостольское обращение - самый объемный документ, подписанный римским епископом за всю историю христианства: в нем 220 страниц. Он разделен на пять глав, их содержание определяют следующие тезиcы:

1. Церковь должна выйти за собственные рамки.

2. Следует ответить на вызовы сегодняшнего мира.

3. Все крещенные участвуют в этом обновлении.

4. Евангелизация идет в ногу с развитием.

5. Жизнь в молитве - начало всех начал.

Как отмечает служба печати Святого престола, понтифик высказался против "дикого капитализма", названного им "новой тиранией", призвав мировых лидеров активнее бороться с нищетой и неравенством в своих странах, обеспечить граждан работой, образованием и медицинской помощью.

По мнению понтифика, в мире сложилась неправильная система приоритетов. Его возмущение вызывает тот факт, что смерть бездомного не попадает в новости, а изменение банковского индекса на 2% становится сенсацией.

Коренные реформы

Папа Бергольо объявил, что для борьбы с несправедливостями мира Римско-католическая церковь должна сконцентрироваться на миссионерской деятельности, основанной на милосердии и сострадании, особенно в отношении бедных людей. Он также заявил, что сама структура римской церкви слишком централизована, а у него как у папы римского переизбыток власти и полномочий.Понтифик объявил, что готов рассмотреть предложения в сфере децентрализации церковных структур и избавления Ватикана от части нынешней власти. Фактически римский первосвященник выразил готовность к коренным реформам самого института папства, одновременно осудив "практику консумизма общества потребления".

Обращение стало вторым после энциклики магистральным текстом Франциска. В нем обобщена мечта Папы - миссионера и проповедника - о "бедной Церкви для бедных людей". Именно этот лозунг иезуит Бергольо выдвинул с первого дня вступления на папский престол. Он лично ведет подчеркнуто скромный образ жизни и уделяет повышенное внимание гуманизации церкви, призывая католиков не мириться с несправедливостями нынешнего мира и помогать окружающим. Кроме того, он не раз высказывался за либерализацию внутрицерковных отношений и положения церкви в обществе, ее способность "говорить с людьми всех культур и объяснять деяния Божьи в мире".

Одним из главных посылов документа выглядит высказанная в параграфе 32 готовность нового понтифика пойти на изменение своих функций, в частности, во имя единства христиан, а также призыв к политическим лидерам провести финансовые реформы в духе этических требований.

Специалисты отмечают высокий поэтический стиль послания в той его части, где говорится, например, о мигрантах, как о "серьезном вызове пастырскому служению Церкви без границ".

Папа говорит о необходимости усовершенствовать статус католических епископских конференций (в соответствии с Кодексом канонического права Католической церкви - собрание епископов какой-либо страны или определенной территории. - Прим. NEWSru.com.), в которых "еще не реализована коллегиальность".

Новое папское обращение, в котором упоминаются "огромные риски консумизма и индивидуализма", наблюдатели уже назвали "историческим". Ватиканисты убеждены, что оно вызовет интерес не только католиков. Оно обращено и к тем, "кто в церковь не ходит". Там подробно говорится и о социальной доктрине Римско-католической церкви, содержится предупреждение против "безответственного популизма, который, ограничиваясь демагогией, не решает подлинных проблем бедноты". В послании имеется и не лишенный мистицизма пассаж о том, что, "если наша миссия не принесет плодов, Господь, быть может, захочет даровать благословение в другом месте, где нас никогда не будет и о существовании которого мы и не подозреваем".

Внимательные читатели также обратили внимание на выразительную философскую фразу в заключительной части текста, обращенную к современному миру: "Нашу бесконечную грусть может излечить лишь бесконечная любовь".

Новый документ Папы Римского Франциска будет детально изучаться и комментироваться богословами и общественностью.