Reuters

Амбициозная госпрограмма вооружений до 2020 года, которая обойдется российскому бюджету в колоссальные 20 триллионов рублей - сумму, которую было "страшно произнести" самому Владимиру Путину, несбалансирована, практически нереалистична и подлежит значительным сокращениям. Так считает видный российский эксперт в вопросах оборонной промышленности и военно-технического сотрудничества Михаил Барабанов. Под его руководством выпускается англоязычный журнал Moscow Defense Brief - одно из изданий Центра анализа стратегий и технологий.

В своем анализе программы в "Ведомостях" Барабанов сходу называет главные признаки ее ущербности и даже вреда для экономики страны. Во-первых, она ориентирована на быстрый рост закупочных и оборонных расходов в целом, явно опережающий темпы экономического роста России и реальные темпы роста российского бюджета. Во-вторых, в программу заложены чрезмерно оптимистичные ценовые параметры закупаемой по гособоронзаказу продукции. Наконец, в-третьих, программа основана на чрезмерно оптимистичных сроках запуска в серийное производство новых образцов вооружения.

Как указывает эксперт, реализация ГПВ-2020 предполагает совершенно нереальные темпы роста ВВП России. По его простым расчетам, при том уровне военных расходов, который заложен в программе, в 2020 году ВВП должен составить примерно 150 триллионов рублей, то есть удвоиться по отношению к ВВП 2014 года. Такая перспектива явно является утопией, рассуждает он.

Не выдерживает критики сама система расходов в сфере обороны. Прежде всего наблюдается их явный перекос в пользу закупок вооружения и техники, в том числе в ущерб затратам на личный состав. Но именно вопрос личного состава сегодня является центральным для Российских Вооруженных Сил, подчеркивает Михаил Барабанов.

По его мнению, было бы правильным поставить главной задачей создание армии численностью более 600-700 тысяч человек с максимально быстрым переходом к комплектованию по контракту. Власти отговариваются нехваткой финансовых средств, но они могли бы появиться за счет урезания чрезвычайно затратной программы вооружений, убежден аналитик.

Явно излишними Барабанов считает крупные расходы на флот. Россия является сухопутной державой, однако в ГПВ-2020 на технику и вооружение для ВМФ предусмотрено почти вдвое больше средств (около 5 триллионов рублей), чем на технику и вооружение Сухопутных и Воздушно-десантных войск (суммарно 2,6 триллиона рублей).

В список потенциальных сокращений флотских затрат, который предлагает автор, входят любые программы авианосцестроения, в том числе по проекту Mistral, от которого, по мнению эксперта, нужно полностью отказаться. Впрочем, поскольку строительство первых двух десантно-вертолетных кораблей-доков уже идет во Франции, и отказ обойдется России еще дороже, чем выполнение контракта, Барабанов предлагает безусловно отказаться от постройки двух следующих, уже в России. При этом в качестве задела на будущее он считает необходимым сохранить в составе ВМФ отечественный тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".

Контракт по Mistral, подписанный при Анатолии Сердюкове, ругают уже давно, однако уже после смены руководства Минобороны поднялась по-настоящему мощная волна критики. Одним из самых резких стало январское заявление первого заместителя главы Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Ивана Харченко: он назвал закупку этих кораблей "нелепой инициативой", которая "нанесла ущерб отрасли и государству".

В декабре 2012 года сообщалось, что якобы решено отказаться от третьего и четвертого вертолетоносцев Mistral, которые должны были строить уже в российских верфях. Однако источник в военном ведомстве тогда пояснил, что об отказе речи не идет: просто начало строительства, которое планировалось на 2013 год, переносится на 2016-й. А в этом году вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что вопрос по строительству в России третьего и четвертого кораблей "будет решен по итогам эксплуатации первых двух, собранных на французских верфях".

Впрочем, есть что сократить, хотя и немного, в части затрат на Сухопутные войска. Так, эксперт рекомендует отказаться до 2020 года от закупки наиболее дорогостоящих образцов - танков программы "Армата", боевых машин пехоты серии "Курганец-25" и тяжелой самоходной артиллерии. Их обещают поставлять с 2015 года, но их нужно обязательно отработать в ходе войсковых испытаний, а такие по-хорошему занимают не один год. Так что в рамках нынешней программы вряд ли отработка будет завершена, указывает аналитик.

Наконец, что касается Ракетных войск стратегического назначения, то Михаил Барабанов сомневается в необходимости разработки новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты. Поддерживать уровень стратегических ядерных сил России вполне могут относительно дешевые наземные межконтинентальные баллистические ракеты "Ярс".

Между прочим, в первой половине февраля пресса сообщала, что из-за планов строительства новой ракеты в Москве прохладно встретили предложение США пойти на новое взаимное сокращение ядерных арсеналов. В России опасаются возмущения военных и представителей ВПК, которым уже пообещали деньги на создание ракеты.