Вести

Сайт "Правда Беслана" сравнил тексты доклада главы парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств теракта в Беслане, зампреда Совета Федерации Александра Торшина, сделанного им 28 декабря 2005 года, и "Заключения комплексной криминалистической (ситуационной) экспертизы по действиям оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией 1-3 сентября 2004 года в городе Беслане" (от 23 декабря 2005 года) и выяснил, что некоторые части выступления Торшина были буквально переписаны из материалов следствия по уголовному делу N20/849, возбужденному Генпрокуратурой РФ по факту теракта в бесланской школе, хотя парламентская комиссия должна вести собственное, основанное на своих материалах и документах расследование теракта, и быть независимой от Генпрокуратуры РФ, ее расследования и выводов.

В некоторых фрагментах текста выступления Торшина просто изменен порядок слов в предложениях, иные фрагменты "перекочевали" из материалов следственных органов в его доклад практически без изменений. Причем текстуальные совпадения обоих документов обнаруживаются по ключевым вопросам:
1. Переговоры с Масхадовым.
2. Требования боевиков.
3. Условия переговоров и содержание записок.
4. Ход переговоров.
5.Действия силовых структур.

Однако сам Торшин заявил в четверг в эфире радиостанции "Эхо Москвы", что он не согласен с утверждениями о том, что в своем докладе он якобы фактически скопировал материалы Генпрокуратуры. По словам Торшина, такого произойти не могло, поскольку его доклад был готов еще 19 декабря, а заключение экспертизы позднее - 23 декабря. Кроме того, Торшин заявил, что у возглавляемой им парламентской комиссии не было доступа к материалам Генпрокуратуры. В то же время Торшин шутливо предположил, что могла произойти обратная утечка - из его доклада в заключение криминалистической (ситуационной) экспертизы.

Сравнительная таблица текстов

Результаты ситуационной экспертизыВыступление Торшина
"Для осуществления координации при совершении членами банды преступлений, непосредственное руководство их действиями было возложено на одного из активных членов устойчивой вооруженной группы - Хучбарова Руслана Тагировича, жителя Республики Ингушетия по прозвищу "Расул", имеющего позывной - "полковник"." "Непосредственно исполнением теракта руководит Руслан Хучбаров, по кличке Расул, житель Ингушетии, его позывной - "полковник"."
"31 августа 2004 года члены банды, в соответствии с ранее достигнутой договоренностью, собрались на территории расположенного в лесном массиве в окрестностях с. Пседах Малгобекского района Республики Ингушетия лагере." "Сбор банды под руководством Хучбарова проходит с 25 по 31 августа 2004 года в лесном массиве близ села Пседах Малгобекского района Ингушетии".
"В 11 часов 05 минут террористы передали в оперативный штаб через заложницу Мамитову Л.Д. записку, в которой выразили намерение вести переговоры только с президентами республик РСО-Алания и Ингушетия Дзасоховым А.С. и Зязиковым М.М., помощником президента России Аслахановым А.А. и доктором Рошалем Л.М. При этом в записке содержались угрозы о расстреле 50 заложников за каждого уничтоженного террориста, 10 заложников - за раненого. За 5 уничтоженных террористов преступники угрожали взорвать школу, а за отключение электроэнергии и водоснабжения - расстрелять 10 заложников. Также в записке был обозначен телефонный номер для связи с террористами. Однако телефонный номер был указан неверно, в связи с чем установить контакт с террористами не удалось". "В 11.00-11.30 террористы передают через заложницу Л. Мамитову записку с намерением вести переговоры только с президентом Республики Северная Осетия - Алания Дзасоховым, президентом Республики Ингушетия Зязиковым и детским врачом Рошалем. Террористы ставят условие: если будет открыт огонь или начнется штурм, то за каждого убитого боевика они расстреляют 50 заложников, за каждого раненого - 10, за пять убитых боевиков - взорвут школу, за отключение водо- и электроснабжения убьют 10 человек. Передается номер телефона для связи, при этом две последние цифры называются неверно. Поэтому связь устанавливается только в 16:00-16:30, когда через ту же Мамитову повторно передается записка с изменившимся номером телефона."
"Руководитель ОШ дает указание переговорщику- профессионально подготовленному сотруднику УФСБ РФ по РСО-Алания В.Зангионову выйти на контакт с террористами, установить с ними психологический контакт, выяснить их требования и дальнейшие намерения. Боевик, вступивший в контакт с переговорщиком, назвал себя "Шахидом" и заявил, что расстрелял 10 человек и взорвал 20 человек в классе в связи с тем, что с боевиками не выходили на контакт по номеру телефона (8-928-728-33-74), ранее ими переданному. Далее террорист на контакт не пошел, сказав, что они будут разговаривать только с Дзасоховым, Зязиковым, Аслахановым и Рошалем одновременно. Боевику сообщено, что для прибытия в г. Беслан указанных лиц требуется время. В процессе контакта по телефону террорист сообщил, что спортивный зал, где находятся заложники, заминирован и в случае штурма он будет взорван". "По этому номеру в контакт с террористами вступает профессиональный переговорщик ответственный сотрудник УФСБ Республики Северная Осетия - Алания. Вступивший в контакт боевик называет себя "шахидом" и заявляет, что расстрелял 10 заложников, а еще 20 - взорвал в одной из классных комнат. Сделал он это потому, что по ранее сообщенному номеру телефона никто не позвонил. Говорит, что вести переговоры террористы будут с Дзасоховым, Зязиковым и Рошалем одновременно, что спортивный зал заминирован и в случае штурма будет взорван".
"В 17 часов 00 мин. террористы ведут беспорядочный огонь из автоматического оружия и подствольных гранатометов по территории, прилегающей к школе. Преступники выбросили из окна в сторону железной дороги (ул. Коминтерна) в два приема 5 и 6 тел". "...ведется беспорядочный огонь по околошкольной территории. В 17.00-17.30 террористы выбрасывают из окна в сторону железной дороги - на улицу Коминтерна - в два приема пять и шесть тел убитых заложников".
"Террористы в телефонных переговорах с Рошалем и переговорщиком ОШ продолжают настаивать на одновременном участии в переговорах Дзасохова, Зязикова, Аслаханова и Рошаля". "В разговорах с Рошалем и "переговорщиком" из ФСБ террористы вновь настаивают на одновременном участии в переговорах Дзасохова, Зязикова, Рошаля, а также советника президента Российской Федерации Аслаханова".
"В 22 часа 20 мин. в оперативном штабе обсужден вопрос о возможности склонения террористов к освобождению заложников за деньги, а также обеспечения беспрепятственного выезда на территорию республик Ингушетия и Чечня. Выделен транспорт (10 автобусов "Икарус")." "Силовики" и руководители республики обсуждают варианты освобождения заложников за деньги: террористам предлагают десять автобусов "Икарус" для беспрепятственного выезда на территорию Чечни и Ингушетии".
"Оперативный штаб срочно предпринял меры по привлечению Масхадова к разрешению сложившейся ситуации мирным способом. Органами федеральной службы безопасности была немедленно организована телефонная связь с находившимся в Лондоне Закаевым. Дзасохов и Аушев позвонили на телефонный аппарат Закаева и на автоответчике оставили сообщение, чтобы он срочно вышел на связь. Утром 3 сентября 2004 года у Закаева состоялся телефонный разговор с Аушевым и Дзасоховым. Выслушав просьбу о привлечении к переговорам Масхадова в целях склонения террористов принять для заложников продукты питания и воду. Закаев ответил, что через свои возможности доведет до Масхадова предложения оперативного штаба, заметив при этом, что связь с Масхадовым у него односторонняя, поэтому требуется время для получения ответа. Кроме того, Аушев предложил Закаеву связаться с Басаевым и с учетом возможных тяжких последствий данного теракта обсудить с ним варианты мирного разрешения сложившейся ситуации. Однако, сославшись на конфликтные отношения с Басаевым, Закаев ответил отказом. Со слов Закаева, Масхадов на контакт с ним так и не вышел". "Оперативный штаб предпринимает меры привлечения Масхадова к разрешению ситуации: органы ФСБ организуют телефонную связь с находящимся в Лондоне Закаевым. Дзасохов и Аушев диктуют на автоответчик телефона Закаева просьбу выйти на связь. Разговор Закаева с Дзасоховым и Аушевым происходит утром 3 сентября. Закаев обещает довести до Масхадова предложения штаба относительно принятия воды и пищи для заложников, от которых террористы отказываются. Закаев говорит, что связь с Масхадовым - односторонняя, надо ждать, когда позвонит Масхадов. На предложение Аушева связаться с Басаевым Закаев отвечает отказом, ссылаясь на конфликтные отношения с этим главарем террористов. Масхадов на контакт с оперативным штабом не вышел".
"3 августа 2004 года МВД России были получены дополнительные данные о подготовке и возможном проведении в августе 2004 года вооруженного захвата ряда населенных пунктов в Чеченской Республике и серии диверсионно-террористических акций на сопредельных территориях". "Тревожные сигналы о подготовке в августе 2004 года вооруженного захвата селений в Чечне и о возможности диверсионно-террористических акций на соседних территориях были получены МВД России 3 августа".
"6 августа 2004 года МВД России была получена информация, подтверждающая намерения лидеров бандформирований осуществить в период с 6 по 29 августа на территории Северо-Кавказского региона серию масштабных диверсионно-террористических акций". "А 6 августа МВД России располагало информацией, которая подтверждала намерения главарей бандформирований осуществить в Северо-Кавказском регионе серию масштабных терактов".
"Учитывая, что продолжавшая поступать в МВД России информация свидетельствовала о реальной угрозе совершения террористического акта во время проведения торжественных мероприятий, посвященных "Дню знаний", министром внутренних дел Российской Федерации Нургалиевым Р.Г. принято решение о принятии дополнительных антитеррористических мер. В соответствии с полученным от министра указанием первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник милиции Чекалин А.А. 31 августа 2004 года подготовил и направил в ГУ МВД России по федеральным округам, МВД-УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО МВД России указание с требованиями принять дополнительные меры по реализации в полном объеме указания МВД России от 24 августа 2004 года, максимально увеличить численность нарядов ППС, ГИБДД, определить личному составу конкретные задачи по отражению террористической угрозы, а также совместно с ФСБ и МЧС России обеспечить своевременное реагирование на поступающую оперативную информацию о возможных террористических и экстремистских акциях". "Поскольку в МВД России информация об угрозе терактов во время празднования Дня знаний продолжала поступать, министр внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиев принял решение о принятии дополнительных антитеррористических мер. В соответствии с этим решением первый заместитель министра внутренних дел России генерал-полковник милиции А.А. Чекалин 31 августа 2004 года подготовил и направил ГУ МВД России по федеральным округам, МВД - УВД субъектов Российской Федерации указание с требованиями принять дополнительные меры по реализации в полном объеме указания МВД России от 24 августа 2004 года. Требовалось максимально увеличить численность нарядов ППС, ГИБДД, определить личному составу задачи по отражению террористической угрозы, а также совместно с ФСБ и МЧС России обеспечить своевременное реагирование на поступающую оперативную информацию о возможных террористических акциях".

Liberation: Доклад Торшина обелил Кремль

Александр Торшин, возглавляющий парламентскую комиссию по расследованию трагедии в Беслане, излагая в среду предварительные выводы по итогам работы, признал "ошибки" и "недочеты", однако обвинения прозвучали только в адрес осетинских властей, пишет газета Liberation (перевод на сайте Inopressa.ru)

По словам Торшина, еще в августе российское МВД направило властям Северной Осетии две телеграммы, в которых отмечалась необходимость обеспечить безопасность школ в преддверии учебного года. При условии выполнения этих указаний, сказал он, захват заложников, который закончился кровавой баней, можно было предотвратить.

Более того, "уже в первой половине дня 1 сентября было известно точное количество заложников. Несмотря на это, в официальных сообщениях по-прежнему говорилось, что в здании удерживается 354 человека", - говорилось в докладе Торшина. Родственники погибших обвиняют власти в преднамеренном занижении количества заложников с целью подготовки общественного мнения к сообщению о штурме, напоминает Liberation.

Сам доклад отвечает далеко не на все ключевые вопросы, в том числе - относительно причины двух взрывов, после которых начался штурм. По официальной версии, обе бомбы взорвались внутри спортзала. Однако, по утверждению организации "Матери Беслана", террорист, державший ногу на кнопке детонатора, был застрелен российским снайпером, что и привело к взрыву.

Вопреки мнению генерального прокурора РФ, ведущего расследование, комиссия указала на недостаток координации в действиях различных служб. Почему, например, милиция не помешала родственникам заложников собраться у школы и проникнуть в здание во время штурма? По словам Торшина, "упущений" и "недостатков" было очень много.

Хотя председатель комитета "Матери Беслана" говорит, что она была "приятно удивлена", в частности, признанием несогласованности в действиях властей, но подчеркивает, что ни одной фамилии так и не было названо. Остальные члены Комитета не открыли для себя в докладе ничего нового. "Это не доклад, а пресс-конференция "Единой России" с целью вывести из-под удара президента Путина", - говорит член комиссии Юрий Иванов. Он убежден, что Путин должен был связаться с Асланом Масхадовым, чтобы начать переговоры. "Президент - главный виновник в гибели людей после террористов", - считает он.

Доклад Торшина подвергли критике и сами члены парламентской комиссии, правда, все они принадлежат к оппозиции, отмечает французская газета.