Чеченцы, по самоназванию "нохчи", с присоединением к этому сообществу ингушей – вайнахи, сложились как этнос приблизительно к середине 18-го столетия. Слово "чеченец", видимо, ногайского происхождения, означает "разбойный, лихой человек".
За всю историю своего существования у чеченцев не было племенной аристократии – князей, ханов. Не было создано никакого государственного образования, как у некоторых других горских народностей.
Они объединялись в своего рода родовой военно-экономический союз, тейп (тайп). Тейп занимал определенную территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности, а равно и окружающего района, где чеченцы занимались охотой, скотоводством и земледелием.
По преданиям, у предков чеченцев имелся бронзовый котёл, на котором были выгравированы названия более чем 20 изначальных тейпов (Беной, Сесанхой Ильеси-некъе, Юбак-Некъе, Млли-некъе, Центорой, Белгатой, Нихалой, Терлой, Варандой, Пешхой, Гуной, Дишни, Гендаргеной, Зурзакхой, Нашхой, Ялхорой, Эрсеной, Курчалой и др.). Представители вторичных тейпов расплавили этот котёл.
Во главе тейпа - группы кровнородственных семей, стоял своеобразный орган управления - совет старейшин, имелся и собственный военачальник (бячча).
Из ста тридцати пяти тейпов, составлявших чеченское общество в середине XIX века, три четверти были объединены в девяти тукхумах-союзах. Были в Чечне и такие тейпы, которые не входили в тукхумы и жили самостоятельно.
Договорившиеся между собой разрешать мирным путем взаимные споры и помогать друг другу в обороне и нападении на противника, тейпы объединялись прежде всего по территориальным признакам. Так, например, нохчмахкойцы занимали территорию восточной Чечни (Бена, Сесана, Шела, Гуьмси и частично Ведено). Надо полагать, что нохчмахкойцы, составившие основное ядро чеченцев, первыми поселились и в районе Аксая, Мичига вдоль реки Терека.
Некоторые тейпы итак разрослись, что давно уже забыли о своем первоначальном кровном родстве. Брак между беноевцами и центороевцами давно стал обычным явлением. Выйдя за пределы своей древней земли, представители этих тайпов уже по крайней мере с XVI века стали расселяться по другим районам современной Чечни. Трудно найти в наше время населенный пункт, где бы не было представителя, например, беноевцев.
Поэтому следует считать тейп той основной ячейкой, откуда любой чеченец исчисляет свои первоначальные кровнородственные отношения и связи по отцовской линии. Когда чеченцы хотят подчеркнуть отсутствие родства у какого-нибудь человека, то обычно говорят: "Цу стеган тайпа а, тукхум а дац" (У этого человека нет ни рода, ни племени).
Тем не менее, чеченский тейп - это группа семейств, члены которых связаны между собой кровным родством по отцовской линии. Принципы свободы, равенства и братства, хотя никем и не сформулированные, также составляли основу тейпа - основу всей организации чеченского общества.
Малочисленные чеченские тейпы сохранились благодаря тому, что жили в в окружении более сильных соседей (грузинов, кабардинцев, кумыков), феодальная знать которых постоянно так или иначе посягала на их вольность. Эти внешние условия прежде всего и отсутствие у чеченцев сложившихся форм государственности повлияли на сплочение тейпов.
Основные коренные чеченские тайпы: Айткхалой, Ачалой, Барчахой, Белхой, Белгатой, Беной, Бецахой, Билтой, Бигахой, Бугарой, Варандой, Вашандарой, Ваьппий, Галой, Гандалой, Гарчой, Гаттой, Гендаргеной, Гилой, Гой, Гордалой, Даттахой, Дай, Дишний, Доьрахой, Жевой, Зандакъой, 3огой, Зумсой, Зурзакъой, Зуьрхой, Ишхой, Ихирхой, Италчхой, Камалхой, Кей, Келой, Кулой, Куршалой, Кушбухой, Кхартой, Ксганхой, Лашкарой, Макажой, Маршалой, Мержой, Мерлой, Мазархой, Майстой, Мужахой, Мулкъой, Нашхой, Нижалой, Никарой, Нихалой, Ноккхой, Пешхой, Пхьамтой, Пхьарчой, Ригахой, Садой, Сахьандой, Сярбалой, Саьттой, Тулкхой, Туркой, Харачой, Херсаной, Хилдехьархой, Хой, Хуландой, Хурхой, Хьаккой (он же Цоганхой), Хьакмадой, Хьачарой, Химой, Хихой, Хьуркой, Цацанхой, Центарой, Цечой, Чартой, Чархой, Чермой, Чархой, Чинхой, Чунгарой, Шарой, Шикъарой, Ширдой, Шуоной, Шпирдой, Шуьндий, Эгашбатой, Элстанжхой, Энакхаллой, Энганой, Эрсаной, Эрхой, Ялхарой, Алирой, Амахой и др.
Среди ученых нет единого мнения о времени, когда чеченские и ингушские тейпы перешли в ислам. Одни склонны относить эти события к XV веке, другие считают, что ислам достаточно широко распространился в регионе лишь в XVIII веке. Данные же местных преданий разнятся. Одни указывают на то, что ислам распространился среди чеченцев в период арабских завоевательных войн (VIII в.), другие - во время походов Тамерлана против вайнахов в конце XIV в.
Сегодня этнографы говорят о том, что чеченские тейпы, когда-то игравшие очень важную роль в жизни общества, сейчас эту роль утратили. Чеченские тейпы очень важны, когда речь идет о свадьбах или иных сторонах общинной жизни, когда нужно знать: откуда жених, откуда невеста, какие рода входят в родство. А когда речь идет о политике, о политических проблемах, тем более о войне, то тейпы не играют уже былой роли.
По материалам монографии Магомета Мамакаева "Чеченский тайп (род) и процесс его разложения".