Писсуар по результатам опроса признан произведением, оказавшим наибольшее влияние на искусство XX века. Писсуар из белого фарфора, одно из самых ранних произведений концептуального искусства, стал шоком для неподготовленной публики, когда в 1917 году экстравагантный французский художник Марсель Дюшан водрузил его на выставке в Нью-Йорке и заявил, что это искусство.
"Фонтан" с автографом Дюшана был признан самым значительным произведением современного искусства 64% голосов, оставив далеко позади картину Пикассо "Авиньонские девушки" - первый опыт в кубизме, некогда слывший величайшим шедевром современного искусства.
Опрос был проведен накануне предстоящего вручения премии Тернера. Об этом пишет The Daily Telegraph. Было опрошено более 500 самых влиятельных фигур в мире британского искусства - художники, дилеры, критики, хранители музеев и владельцы художественных галерей. Среди опрошенных - Дэмиен Хирст, Трэйси Эмин, Дэвид Хокни, Чарлз Саатчи и директор Национальной галереи Чарлз Саумарез-Смит.
Эксперт, которого попросили прокомментировать результат голосования, в результате которого писсуар занял первое место, сказал, что он "слегка шокирован", но не потому, что данный экспонат, названный Дюшаном "Фонтан", недостоин такой чести, а потому, что он опередил Матисса и Пикассо.
Ни один из художников, участвовавших в опросе, не проголосовал за "Красную комнату" Матисса, в результате картина оказалась на последнем пятом месте.
"Десять лет назад Пикассо или Матисс победили бы. Они были как два столпа современного искусства, но, похоже, теперь это не так", - сказал Саймон Уилсон, бывший курирующий искусствовед галереи Тейт. "Искусство Матисса прежде всего чувственное. Для сегодняшних художников искусство не может быть комфортным. Оно должно быть на грани и иметь политический и нравственный подтекст", - добавил он.
Революционной идеей Дюшана, сына адвоката из Нормандии, было превращать обычные бытовые объекты в предметы искусства, внося лишь незначительные модификации или вообще оставляя их в первозданном виде.
Искусство может приобретать любые формы, может создаваться из всего. Эту идею с энтузиазмом подхватили художники типа Хирста - с его маринованными животными, Эмина - с его неубранной постелью и новое поколение видеохудожников - основных претендентов на премию Тернера этого года.
Первым "творением" Дюшана в 1915 году был совок для уборки снега. Вскоре после этого он произвел фурор в Нью-Йорке, когда явился на выставку Сообщества независимых художников с писсуаром. Это была открытая выставка, и, после того как Дюшан заплатил за участие 6 долларов, ему никто не мог запретить выставить этот экспонат.
Саймон Уилсон настаивает, что "Фонтан" (названный так не только потому, что он связан с жидкостью, но и потому, что он является сатирой на многочисленные фонтаны на полотнах старых мастеров) - это достойный победитель.
"Мне он очень нравится. В нем есть все - развернутая метафора, элемент скатологии, он разрушает социальные условности, он несет в себе провокацию", - говорит Уилсон. Скатология - буквально "изучение экскрементов"; в переносном смысле - получение сексуального удовлетворения от произнесения грязных, матерных слов (Перевод статьи на сайте Inopressa.ru).
Пятерка лидеров
1 Марсель Дюшан "Фонтан"(1917) - 64% голосов
2 Пабло Пикассо "Авиньонские девушки" - 42%
3 Энди Уорхол Диптих "Мерилин" (1962) - 29%
4 Пабло Пикассо "Герника" (1937) - 19%
5 Анри Матисс "Красная комната" (1911) - 17%