На театральном фестивале "Мальта-фестиваль" в польском городе Познань будет показан скандальный спектакль живущего в Испании аргентинского режиссера Родриго Гарсии "Пикник на Голгофе", ранее вызвавший массовые протесты католиков во Франции. Польские правые СМИ, депутаты и католические организации уже выразили активный протест, обратившись к премьер-министру страны Дональду Туску, пишет Gazeta Wyborcza.
"Непристойные шутки над Страстями Христовыми в Познани", "Они будут издеваться над Иисусом за государственные деньги", "Остановите оскорбление Господа!" - с такими заголовками выходят правые СМИ, призывающие к акции протеста против показа "богохульного" спектакля.
Еще 2,5 года назад спектакль вызвал бурные протесты религиозной общественности, когда был поставлен на сцене парижского Театра Рон-Пуан. В пьесе довольно свободно и без ссылок на христианские табу и мораль показывается очередная версия жизни и смерти Иисуса Христа. Сына Божьего здесь изображают в качестве "дьявольской путаны", ничто человеческое ему не чуждо. Много в постановке и провокационных сцен - например, распятие Христа в грязи или появление голого пианиста на сцене, который завершает смелое зрелище пародийным исполнением "Семи последних слов Спасителя на кресте" Йозефа Гайдна.
Протестующие в Польше обвиняют постановщика спектакля в нарушении польского закона, запрещающего оскорбление религиозных чувств. Польские правые политики связали спектакль с убийством христиан в Азии и Африке и призвали запретить постановку, которая может иметь "негативные социальные последствия, вызвать очередную волну ненависти к церкви и Христу, отравить умы и сердца".
Между тем, как и 2,5 года назад во Франции, протесты религиозной общественности не влияют на культурную жизнь Познани. Директор фестиваля заявил, что никаких изменений в программе не будет. Он подчеркнул, что показ спектакля проходит не в общественном месте и его придут смотреть только те зрители, которые сами этого хотят.
Представители фестиваля также подчеркивают, что темой спектакля являются не само христианство или смерть Христа, а "состояние европейского общества, погрязшего в потребительстве и гедонизме, пребывающего в духовной пустоте", а также церковь, которая является "институтом и силой, которая в числе других ответственна за происходящее в мире".
Сам режиссер так рассказывает о своей скандальной постановке: "Работа над спектаклем началась с моего увлечения живописью эпохи Возрождения. Вторым импульсом стала музыка Гайдна - "Семь последних слов Спасителя на кресте", по-своему авангардная. И третий элемент - это текст, который выражает мое отношение к религии. Для меня была важна фраза Борхеса о том, что Библия является фантастической литературой. Иконография распятия внушает ужас. Это все необходимо обсуждать. Я пытаюсь говорить об этом с моим специфическим чувством юмора, чтобы это не звучало слишком претенциозно".
18+
Напомним, в России протесты православной общественности против спектакля "Идеальный муж" Московского художественного театра им. А.П. Чехова не остались без внимания властей. В конце 2013 года православные активисты и официальные представители РПЦ обвинили спектакль в богохульстве и требовали вмешательства правоохранительных органов. В конце декабря 2013 года заявки активистов были переданы в Следственный комитет. В апреле этого года спектакль получил "Золотую маску" от критиков.
Спектакль, основанный на произведениях Оскара Уайльда, поставил режиссер театра Константин Богомолов. "Изначально была хулиганская идея - по-моему, веселая, связанная с соединением уайльдовского стиля и нынешнего времени, в котором люди хотят быть сэрами, лордами, кем-то еще, не будучи таковыми, - рассказал автор. - А потом уже из этого выросла какая-то глобальная история, связанная с диким трэшем сегодняшнего дня. Она стала разрастаться, "Идеальный муж" остался только в сюжетной основе, туда добавился "Портрет Дориана Грея" и что-то еще".