Художественный руководитель Российского академического молодежного театра (РАМТ), народный артист России Алексей Бородин заявил, что ситуация, сложившаяся вокруг новосибирской оперы "Тангейзер", не должна решаться через суд.
"Если мыслить по-христиански, то всем оскорбленным нужно идти в храм молиться за спасение души режиссера и актеров, а не подавать в суд за оскорбление своих чувств. Мне кажется, это противоречит самой сути христианства", - цитирует режиссера "Интерфакс".
Он отметил, что создатели постановки - опытные и талантливые люди, имеющие право на высказывание. "Над "Тангейзером" работал огромный коллектив во главе с очень опытным директором и талантливым молодым режиссером, который уже неоднократно заявил о себе. По поводу спектакля может быть сколько угодно критики, споров, несогласий. Но почему через суд? Это, на мой взгляд, абсолютно противоестественно и абсурдно. У художника нельзя отнимать право на высказывание", - подчеркнул режиссер.
- Известный дирижер Владимир Юровский выступил в защиту новосибирского "Тангейзера"
- Гребенщиков предрек сожжение книг на площадях и уничножение картин и статуй Эрмитажа
Бородин считает ситуацию "абсурдной и нелепой". Он также отметил, что нельзя возвращаться в прошлое. "Как будто заработала "машина времени" - и мы вернулись к тем невозможным вещам, которые давно пережили. Если так будет продолжаться дальше, куда мы попадем - в Средневековье?" - сказал худрук РАМТ.
Он напомнил, что подобная травля художников была возможна в советские времена, но уверен, что это не должно повториться. "В 1968 году, будучи студентом 5-го курса ГИТИСа, я поставил "Два товарища" Владимира Войновича. В результате все обернулось осуждением спектакля на бюро обкома партии и обвинениями в "антисоветчине". В театре сняли главного режиссера и директора, меня записали в формалисты, а людей, выступивших в защиту постановки, исключили из очередей на квартиру, не допустили к защите диссертаций, кому-то пришлось уехать. Теперь, когда я смотрю на происходящее в Новосибирске, мне кажется, что история повторяется", - сказал Бородин.
Он выразил удивление участием государства в подобных делах. "Как человека творческого, меня возмущает, что все происходящее допускается государством. Дело принимается на рассмотрение судом, а значит, оно правомерно? Откуда у людей это неверное, исковерканное представление о судопроизводстве?", - сказал режиссер.
Ранее прокуратура Новосибирска возбудила административное дело в отношении режиссера Тимофея Кулябина, поставившего в Новосибирском государственном театре оперы и балета оперу Рихарда Вагнера "Тангейзер", а также в отношении директора театра Бориса Мездрича.
Дело возбуждено по статье Кодекса РФ об административных правонарушениях "Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение".
Проверка проводилась по заявлению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, усмотревшего в постановке использование не по назначению церковной символики. Представителей церкви возмутила версия режиссера Кулябина, в которой Иисус Христос представлен в качестве героя эротического фильма "Грот Венеры", который по ходу действия снимает Тангейзер.
В защиту авторов спектакля ранее вступились председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин, худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков, певец Борис Гребенщиков, Новосибирский Союз театральных деятелей и известный дирижер Владимир Юровский.
Рассмотрение дела состоится в Новосибирске 10 марта.
Гребенщиков предрек сожжение книг на площадях и уничножение картин и статуй Эрмитажа
Известный музыкант, лидер группы "Аквариум" Борис Гребенщиков так отозвался на ситуацию с новосибирской постановкой "Тангейзера" в своем Facebook: "Если наша страна допустит вынесение обвинительного приговора режиссеру Тимофею Кулябину и Новосибирской Опере, это будет торжеством средневекового мракобесия и началом эпохи Новой Инквизиции. Применение религиозных запретов к светскому искусству логически приведет к сожжению книг на площадях и уничтожению картин и статуй Эрмитажа и Третьяковской Галереи".