Британцы открыли забытый шедевр - оперу "Повесть о настоящем человеке"
 
 
 
Британцы открыли забытый шедевр - оперу "Повесть о настоящем человеке"
master-tape.ru

Британская фирма грамзаписи Chandos, специализирующаяся на записях классической музыки, переиздала запись 40-летней давности оперы Сергея Прокофьева "Повесть о настоящем человеке". Британская музыкальная критика считает вновь обнаруженную оперу забытым шедевром великого композитора, сообщает BBC .

Написанная в 1948 году опера раньше вспоминалась как источник насмешек и анекдотов: "Ползет шишку съест, опять ползет." Но теперь искусство соцреализма в России постепенно реабилитируется. Достаточно вспомнить огромные ретроспективные выставки "Агитация за счастье" и "Красное" в Русском музее в Петербурге, огромную популярность советской киноклассики, да и безумный успех телепрограмм "Старые песни о главном".

В конце июля в Мариинском театре впервые после долгого перерыва прозвучали оперы Сергея Прокофьева " Повесть о настоящем человеке " и "Семен Котко". Обе оперы были исполнены в рамках проходившего в Петербурге международного фестиваля "Звезды белых ночей". Опера "Повесть о настоящем человеке" была написана Сергеем Прокофьевым в 1947 году по одноименной повести Бориса Полевого. В стенах Мариинского (тогда Кировского) театра она прозвучала всего один раз - в 1948 году на закрытом просмотре.

Говоря об идеологии литературной основы, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев заметил, что нельзя заставить это произведение "трепетать проблемами ХХI века", однако призвал "не ругать историю", подчеркнув, что эта опера - "лик советского искусства". Во время лондонских гастролей Мариинки критики очень высоко оценили прокофьевскую оперу "Семен Котко" о начисто теперь забытом герое гражданской войны.

Имеющая эксклюзивный контракт на записи Гергиева голландская фирма Philips заявила, что пока никаких планов на издание "Повести о настоящем человеке" у нее нет. Поэтому британская Chandos, вознамерившаяся выпустить забытый опус, вынуждена была обратиться к записи, сделанной артистами Большого театра свыше 40 лет назад - еще в 1960 году.

Ни в Советском Союзе ни в постсоветской России она с тех пор не издавалась, и единственную существовавшую до переиздания Chandos версию на старых пластинках "Мелодии" давно уже отыскать практически невозможно.

Запись осуществлена артистами и оркестром Большого театра под управлением умершего в этом году дирижера Марка Эрмлера. Звучит она на удивление качественно. Среди певцов такие мастера Большого, как Марк Решетников и Артур Эйзен, а главную партию поет Евгений Кибкало.

Financial Times уже назвала вновь опубликованную запись безусловным шедевром. Музыка выходит за границы слов и выражает глубокую человечность. Точно так же через полвека мы сможем слушать "Повесть о настоящем человеке" - как высокое и глубокое проявление человеческих чувств, пишет газета.