Главы крупнейших российских музеев обратились с письмами к президенту РФ Владимиру Путину, его помощнику Владимиру Мединскому и руководителю администрации президента Антону Вайно, попросив провести комплексную оценку ситуации, сложившейся вокруг художественного наследия Рерихов, и оказать содействие в ее разрешении. Об этом пишет РБК.
Направленные в феврале письма подписали директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак, руководитель Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и другие - всего 13 человек.
По мнению авторов письма, Международный центр Рерихов, Национальный рериховский комитет и другие общественные организации "начинают диктовать свои, зачастую дилетантские и непрофессиональные условия по хранению и экспонированию произведений Рерихов". Об этом рассказал один из подписантов, генеральный директор Музея Востока Александр Седов.
В письме помощнику президента Пиотровский сообщил о создании комиссии, которая будет заниматься сохранением рериховского наследия. Как рассказала Марина Лошак, комиссия, в которую вошли директора и главные хранители музеев, а также реставраторы, выработает рекомендации по работе с коллекцией и ее экспонированию. "В ситуации с наследием Рерихов действительно есть проблемы технического свойства, но Минкульт выделил деньги на их разрешение", - добавила она.
В 2017 году художественная коллекция Международного центра Рерихов перешла в федеральную собственность - к Музею Востока, а в 2019 году ее экспонирование началось на ВДНХ. Однако это вызвало возражения центра, представители которого жаловались на то, что температурные и влажностные режимы в павильоне не соответствуют необходимым требованиям. По их мнению, наследие художника необходимо вернуть центру и экспонировать в усадьбе Лопухиных.
Глава Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) Дмитрий Антонов заявил, что условия для экспонирования картин в усадьбе были неподходящими. "Это здание XVII-XVIII веков, без гидроизоляции, там плесень, грибок, оно требует серьезной, многолетней, комплексной реставрации", - заявил он. По его словам, на ВДНХ "условия лучше, хотя и они от идеальных далеки". Представители центра, в свою очередь, заявляют, что помещение на ВДНХ представляет собой склад, где картины "висят как ковер", осыпаются и страдают из-за перепада температур.
Авторы письма президенту утверждают, что мнение Международного центра Рерихов о небрежном отношении к коллекции не соответствует действительности. "К наследию Рерихов нужно подойти столь же профессионально и бережно, как к наследию любого крупного художника. Но значит ли это, что на людей, которые могут и должны профессионально решать эту задачу, могут оказывать давление люди непрофессиональные, далекие от реальной музейной практики?" - сказала Марина Лошак.
Александр Седов подчеркнул, что никаких изменений в сохранности картин, экспонируемых на ВДНХ, на данный момент не выявлено. Результаты проверки Генпрокуратуры ему неизвестны, но, судя по промежуточным оценкам пожарного контроля и Роспотребнадзора, "никаких глобальных проблем" нет.
Причиной для обращения к руководству страны стала "некоторая нервозность коллектива" музейщиков, которые работают с наследием Рерихов, говорит Седов. "Нас преследуют с ноября месяца, работать в таких условиях довольно сложно, а в целом ситуация продолжается лет 25, - сказал он. - Это пора заканчивать".
Новый министр культуры Ольга Любимова 18 февраля не исключила, что коллекция Рерихов может вернуться в усадьбу Лопухиных. Но сначала будет проведена дополнительная экспертиза здания, которая будет завершена 25 февраля. По ее словам, принципиальной позиции министерства о размещении картин пока нет. Любимова добавила, что министерство предложило "рериховской общественности" семь других особняков в Москве для размещения коллекции, но представители центра отказались от всех предложенных вариантов.
Международный центр Рерихов с середины 1990-х годов занимал построенную в XVII веке усадьбу Лопухиных - бывшее поместье Григория Потемкина. Здание было передано центру в аренду на 49 лет, а в 2014 году московские власти дали ему право безвозмездного пользования строениями усадьбы. Там экспонировалась коллекция Рерихов, переданная центру сыном художника Святославом Рерихом. Однако через год усадьба была передана в федеральную собственность Росимуществу, а затем - Музею Востока. Летом 2019 года права на усадьбу перешли ГМИИ им. Пушкина.
При этом Международному центру Рерихов угрожает ликвидация из-за невыплаты налогов на сумму 45 млн руб., говорит заместитель гендиректора Общественного музея Рериха Павел Журавихин. По его словам, приставы не дают центру возможности погасить задолженность, продав часть имущества, в том числе принадлежащие ему картины, и фактически создают ситуацию принудительного банкротства.