Почетный пожизненный директор Римской оперы Риккардо Мути покидает ее из-за "невыносимой обстановки"
 
 
 
Почетный пожизненный директор Римской оперы Риккардо Мути покидает ее из-за "невыносимой обстановки"
Global Look Press

Всемирно известный итальянский дирижер Риккардо Мути официально заявил об отказе дирижировать двумя операми - "Аидой" Джузеппе Верди и "Женитьбой Фигаро" Вольфганга Амадея Моцарта, включенными в афишу нового сезона Римской оперы, передает ИТАР-ТАСС, отмечая, что "Аидой" сезон театра должен был открываться 27 ноября.

73-летний маэстро в своем заявлении в адрес администрации театра пишет, что создалась невыносимая обстановка, которая не позволяет спокойно и творчески работать, что ставит под угрозу срыва спектакли. Причиной такого "горького и непростого решения" стали внутренние проблемы коллектива - постоянные забастовки и противостояние с профсоюзами.

В только что завершившемся летнем сезоне на открытой сцене в Термах Каракала артисты римского оперного театра сорвали премьеру оперы "Богема" Джакомо Пуччини. В результате очередной забастовки оркестр отказался аккомпанировать певцам, и в качестве альтернативы зрителям было предложено только фортепианное музыкальное сопровождение.

Артисты и музыканты главного столичного театра не в первый раз прибегают к такой радикальной форме протеста против сокращения финансирования и экономических проблем. В январе была уже сорвана одна премьера, под угрозой находилось и открытие сезона, когда дирижировал сам Риккардо Мути. Агентство напоминает, что именно он когда-то вышел в одиночку на сцену миланского "Ла Скала" после того, как оркестр объявил забастовку, и отыграл весь клавир оперы на фортепиано.

Римская опера не первый год находится в сложном экономическом положении - на фоне сокращений государственного финансирования культуры в бюджете театра обнаружились многомиллионные долги. Два года назад было полностью обновлено художественное руководство, и за три года сменились два администратора. Все эти сложности привели к численному сокращению персонала как творческого, так и технического. Так, в оркестре осталась только одна первая скрипка.

Шесть лет назад, когда на пенсию были отправлены руководители художественной части, включая приму-балерину Карлу Фраччи, возглавлявшую балетную труппу, предыдущий мэр Рима Джанни Алеманно пригласил Мути на пост художественного руководителя. Но дирижер отказался, а вскоре возглавил Чикагский симфонический оркестр. Однако на римской сцене он регулярно дирижировал по две оперы в год и позволил называть себя почетным художественным директором, что поддерживало определенный престиж площадки.

Поясняя причины приостановки сотрудничества со столичным театром, Мути также указал, что все свое время в Италии намерен посвятить основанному им молодежному оркестру.

Нынешний мэр Рима Иньяцио Марини, возглавляющий по должности попечительский совет столичного оперного театра, в связи с "самоотводом" Мути высказал свое глубокое сожаление и надежду на то, что этот поступок заставит задуматься всех, кому дороги судьбы знаменитого театра. Свое понимание мотивов решения дирижера выразил и министр культуры Италии Дарио Франческини.

В театре надеются, что Мути еще может передумать и, по крайней мере, вернуться к "Женитьбе Фигаро", премьера которой была намечена на май будущего года.

Риккардо Мути продолжает оставаться на должности музыкального руководителя Чикагского симфонического оркестра до августа 2020 года. Это его уже второй пятилетний контракт в Чикаго.