В этом году кассовые сборы кинозалов в России могут достичь отметки в полмиллиарда долларов, причем российские продюсеры соберут примерно треть от этого урожая за отечественные фильмы. Чтобы увидеть эту ситуацию в перспективе, надо вспомнить, что в 2001 году российская кинопромышленность получила всего 2 млн долларов от 65-миллионного кинорынка. Российский рынок киноиндустрии, отличающийся тенденцией к росту, долго раскачивался после десятилетнего периода понижений 1990-х, когда казалось, что он уже никогда не оправится, сообщает Hollywood Reporter. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
По иронии судьбы, длительный период упадка, когда телевидение тратило огромные деньги на международную продукцию, как раз позволил отечественной киноиндустрии дождаться своего часа. Четырехкратное падение рубля по отношению к доллару в августе 1998 покончило с тенденцией скупать голливудские пакеты фильмов и американские сериалы, такие как "Санта-Барбара" и "Скорая помощь" компании NBC, которые тогда доминировали в телепрограммах.
Вынужденные вернуться к более дешевой местной продукции, телепродюсеры обратили свои взоры к легионам страдающих из-за отсутствия работы технических сотрудников и талантов от киноиндустрии, и возрождение российского кино началось. Для потенциальных продюсеров и режиссеров изменение курса стало нечаянной удачей, такой поворот мало кто мог предугадать.
Тимур Бекмамбетов, режиссер двух российских мегахитов, "Ночного дозора" 2004 года и "Дневного дозора" 2006, не был связан с кино в прошлом, а просто однажды начал заниматься коммерческим телевидением. Сейчас он снимает в Праге фильм "Разыскивается" (Wanted) с участием таких звезд Голливуда как Морган Фриман и Анджелина Джоли, а также с участием стремительно восходящего к славе британского актера Джеймса Макэвоя ("Последний король Шотландии" 2006 года и февральское "Первое блюдо на десять человек")
Мобилизованные находящимся в отчаянном положении руководством российского телевидения, Бекмамбетов и подобные ему потоком хлынули на телевидение и, хотя тогда это трудно было увидеть, российский кинорынок начал набирать силу.
Цифры говорят сами за себя: в 2001 году российские продюсеры получили 2 миллиона долларов из общих кассовых сборов в 65 миллиона долларов за 39 фильмов; к 2003 году доля от кассовых сборов за 40 российских фильмов составила 8,3 млн долларов от общей суммы в 190 млн долларов. По-настоящему все закрутилось в 2004, когда 51 отечественный фильм собрал 32,5 млн долларов от общих кассовых сборов в 268 млн долларов. К прошлому году 59 российских фильмов собрали 117 млн долларов от общей суммы кассовых сборов в 455 млн долларов, получив таким образом 25,7% от рынка.
Если еще хотя бы один российский фильм привлек малую часть от сборов номера один в прокате - фильма "Дневной дозор", - цифры были бы еще более впечатляющим, говорит Александр Семенов, редактор влиятельного еженедельного издания о киноиндустрии "Кинобизнес сегодня".
Высокие показатели за период с 1 декабря 2006 по 25 февраля 2007 демонстрируют, насколько мощные позиции занял отечественный продукт. 28 декабря одновременно вышли три фильма: два российских - доисторическое фэнтэзи "Волкодав" и комедия "Жара" - и голливудская "Ночь в музее". Они немедленно заняли три верхних строчки в чартах и неделями не сдавали позиций. Из этой тройки "Ночь в музее" была на последнем месте, собрав 12,9 млн при выходе на 455 экранах в пиковый период отпусков. Хотя цифры вызывают оптимизм и определенно отражают силу отечественной киноиндустрии, Семенов повторяет предостережение, которое звучит их многих уст в Москве, призывая избегать излишней уверенности в отечественной продукции. "Число производимых российских фильмов растет, но число релизов на самом деле падает", - говорит он.
Действительно, из примерно 200 отечественных фильмов, снятых в 2006 году, всего 59 вышли на широкие экраны; в 2005 году было снято меньше фильмов, но зато 62 российских фильма вышли на экраны. Это частично объясняется ограниченностью числа современных экранов - их всего 1100 по всей России.
Семенов говорит, что хотя не все российские фильмы могут стать блокбастерами такого же уровня как "Ночной дозор" и "Дневной дозор", но он призывает отечественных продюсеров последовать примеру продюсеров "Дозоров" Константина Эрнста и Анатолия Максимова. "У этих ребят есть вкус, они работают на телевидении, поэтому они знают социальные течения и коммерческие тенденции, и знают, где может ждать наибольший успех, - говорит он. - Это может быть какой угодно фильм, но они сделают его таким образом, что людям он понравится".
Семенов добавляет, что один из следующих проектов этого продюсерского дуэта, осовремененный сиквел советского культового фильма "Ирония судьбы или "С легким паром!", будет не просто римейком, но будет представлять собой нечто совершенно новое, обладающее "такой же энергетикой и привлекательностью, как оригинал".
Примером фильма, который мог бы привлечь мировую аудиторию, является фильм санкт-петербургской компании Thema Prods "Транзит". Это военный фильм на английском языке, который выйдет на экраны в Каннах, и в котором заняты иностранные актеры во главе с Джоном Малковичем.
Однако Армен Дишдишян, президент компании "Централ Партнершип Sales House", части кинокомпании "Централ Партнершип", согласен, что потенциал международных продаж российской киноиндустрии остается ее слабым местом. "Перспективы международных продаж для российских фильмов до сих пор не включаются в общие прогнозы прибыли отечественными продюсерами, хотя мы планируем включить этот пункт для соответствующих проектов в следующем году", - говорит он.
У кого нет сомнений о потенциале российского кино, это у продюсера "Дневного дозора" Максимова. Имея в своем арсенале фильм, который в прошлом году собрал на российском рынке почти 35 млн долларов и вышел в международный прокат - международная премьера состоялась на Берлинском кинофестивале, после чего весной и летом фильм прокатился по Европе и миру - Максимов и его партнер Эрнст готовятся вывести на парад новые проекты, которые взорвут российские и, как они надеются, международные кассы. "У нас готовится ряд проектов различных жанров - комедии, исторические драмы, боевики - которые понравятся российскому зрителю, и как мы надеемся, будут иметь международный потенциал", говорит Максимов.