Что в России пошло не так со "Смертью Сталина"
 
 
 
Что в России пошло не так со "Смертью Сталина"
Global Look Press

Шутки и анекдоты могут быть как смешными, так и, увы, не смешными. Первые живут долго, их много раз повторяют и пересказывают. Вторые сразу "умирают" - несмешные и дурацкие шутки никому не интересны. Смешные комедии пересматривают, о несмешных сразу забывают. Смешная ли шутка вышла у Армандо Ианнуччи, режиссера фильма "Смерть Сталина", большинству россиян так и не удастся узнать.

В четверг, 25 января, его сатирическая комедия о смерти секретаря ЦК КПСС и борьбе за власть должна была выйти в широкий прокат в России. Однако за два дня до премьеры Минкульт РФ по просьбе масс и общественности отозвал прокатное удостоверение у картины, так как комедию "Смерть Сталина" в стране, где все еще сильно "советское прошлое", воспримут как насмешку над историей своей родины, как экстремизм и возбуждение ненависти к "советскому человеку". В адрес фильма и его режиссера посыпались обвинения - он нелюдь, потому как смеется над смертью, что так можно досмеяться и до распятия Христа, что фильм его опасен, это пасквиль и подлая ложь, что он не внедряет в сознание людей то, что надо, а внедряет то, что не надо.

Так шутка Ианнуччи оказалась под запретом, смеяться над ней запретили.

Помните анекдот?
- Вот, что все восхищаются: Паваротти, Паваротти! Не нравится мне, как он поет.
- А ты слышал Паваротти?! Где?
- Да сосед мой давеча напел - вообще ерунда.

Министерство культуры, как тот сосед, все уже пересказало. Гражданам РФ объяснили, что им это не понравится, да к тому же вредно.

О чем фильм "Смерть Сталина"? Это сатирическая зарисовка того периода советской истории, когда умер генсек ЦК КПСС, вождь, Генералиссимус Иосиф Сталин. О борьбе за власть после его смерти 5 марта 1953 года. Но Сталин умирает не тогда. Он умирает, когда умирает страх. Сталина, то есть страх, могут убить только искусство и смех.

Российский продюсер Александр Роднянский (на "Оскар" номинировались его фильмы "Нелюбовь", "Реквием по госпоже Ю", "Левиафан", "Восток-Запад"), в отличие от многих, посмотрел эту "остроумную, бурлескную, сатирическую комедию", не боящуюся "смеяться над людьми, которых наши родители, как это сказать помягче, опасались". И сам жанр сатирической комедии предполагает подобный взгляд и интонацию.

Главной темой творчества Армандо Ианнуччи "давно стала десакрализация власти" (фильм "В петле"/In The Loop, сериал "Вице-президент"). В них он самым жестоким и унизительным образом высмеивает и правительство Великобритании, и США, и Белый дом, и Пентагон, и прессу, обслуживающую властные интересы. "В этом и состоит его позиция - высмеивать людей, обладающих большой властью", - говорит Роднянский. Режиссер "стремится донести простую мысль о том, что самый страшный режим обязательно окажется смешным и жалким, что разговор с властью возможен не только с колен, а смотреть на власть не обязательно снизу".

"Вероятно, именно эта привычка обязательного почитания власти, укорененная в нашей психологии, и стала главным "раздражителем", вызвавшим громкий скандал вокруг фильма в России. Грустно, ведь обижаться на сатиру - значит оставаться в плену тех самых фобий и страхов, которые она и высмеивает", - напоминает продюсер.

Самое печальное, что в России любое несогласие с "выработанной" позицией порождает все новые и новые инструменты запрета. Как только комедию Ианнуччи назвали несоответствующей нормам морали, в Госдуме сразу же предложили учредить в РФ Совет по нравственности, который будет отбирать для россиян "правильные" фильмы. Разумеется, если он будет создан, то займется не только фильмами. "Нужно нам иметь некий орган, который бы мог решить экспертным путем, должно ли это быть показано в России или не должно быть", - пояснили те, кого россияне выбрали для введения в стране новых законов.

Незаметно и неожиданно гражданам России объяснили, что в стране давно уже действуют "условия военного времени", которые не позволяют смотреть, что захочется, а разрешают смотреть, что нужно. "В условиях информационной войны мы должны начать жить по условиям военного времени... Сегодня, когда одна провокация следует за другой, нам надо задуматься и ограничить возможность распространения информации, наносящей вред нравственности и безопасности нашей страны", - сообщили в Госдуме.

В чем именно причина запрета показа фильма в России, ни Минкультуры, ни Кремль объяснить пока не смогли, ссылаясь на необходимость защищать нравственность граждан. Там отрицают, что отзыв прокатного удостоверения у комедии является очередным примером использования внесудебных методов, характерных для тех самых сталинских времен, и проявлением открытой цензуры.

Замминистра культуры Владимир Аристархов, комментируя отмену показа "Смерти Сталина", заявил, что "наша конституция содержит статью, в которой говорится о возможности ограничения прав граждан в случае необходимости защиты прав и свобод других граждан, и нравственности в том числе". По его словам, в случае с британской комедией "это тот самый случай".

Таким образом, россиян в очередной раз оповестили, что в России уже пришло то самое "смутное" время, когда государству следует ограничивать конституционные права граждан, когда "борьба с экстремизмом" превратилась в борьбу с "неверными" гражданами, СМИ, книгами, фильмами, мыслями...

Однако готовность власти искать и найти в черной комедии ненависть к уже не существующей стране - новое слово в юриспруденции, считает руководитель правозащитного центра "Сова" Александр Верховский. По его мнению, это прецедент, когда чиновники, определяя "на глазок" соответствие той или иной информации закону, фактически вводят цензуру по своему усмотрению, сказал он "Ведомостям".

Как заметил член правления международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества "Мемориал" Ян Рачинский, "смерть такого диктатора, виновного в смерти сотен тысяч и даже, скорее, миллионов людей, не является поводом для горя, собственно, так же как и смерть Гитлера". "И поскольку Иосиф Виссарионович именовал себя марксистом, можно вспомнить известную формулу, что человечество, смеясь, расстается со своим прошлым. С этим прошлым хотелось бы расстаться", - заметил Рачинский.

Но расставаться, смеясь, со своим прошлым у россиян не получается, разве что сквозь слезы.