Эти вымыслы совершенно не соответствуют действительности, чернят светлое имя лучшего солиста Метрополитен-опера, Большого и Мариинского театров, и, в целом, наносят серьезный ущерб мировой культуре
 
 
 
Эти вымыслы совершенно не соответствуют действительности, чернят светлое имя лучшего солиста Метрополитен-опера, Большого и Мариинского театров, и, в целом, наносят серьезный ущерб мировой культуре
Russian Look

В США к католическому Рождеству выйдет книга Иосифа Дарского, американского исследователя творчества величайшего русского оперного певца Федора Шаляпина. Называется она очень интригующе - "Певец и секс. Женщины в жизни Федора Ивановича Шаляпина".

Но пусть название не вводит читателей в заблуждение. В своей книге автор не смакует интимные подробности личной жизни знаменитого баса, а наоборот, разоблачает участившиеся в последнее время в российской и западной печати публикации о его якобы аморальном образе жизни.

"Эти вымыслы совершенно не соответствуют действительности, чернят светлое имя лучшего солиста Метрополитен-опера, Большого и Мариинского театров и в целом наносят серьезный ущерб мировой культуре", - заявил в интервью ИТАР-ТАСС автор изложенного на 170 страницах монументального труда, дополненного 40 уникальными фотодокументами.

В книге приводятся доказательства несостоятельности носящих сенсационно-клеветнический характер заявлений. И утверждается, что современники Шаляпина не ставили под сомнение его высокую моральную репутацию.

Узами дружбы он был связан со множеством интеллектуалов, главы государств часто приглашали его на рауты для узкого круга избранных.

Автор книги, рассчитанной на широкую англоязычную аудиторию, утверждает, что правдиво рассказывает о роли женщин в жизни Шаляпина и на основе исторических документов демонстрирует, как менялось отношение певца к ним, и какое влияние они оказывали на его творчество.

В книге приведена также генеалогическая таблица потомков Шаляпина. "Они рассеяны по всему миру, кроме России, - установил Дарский. - Большинство из них живет в США, Великобритании и Италии".

Как мнению агентства, в США эта книга имеет шансы войти в число лучших научно-популярных литературных произведений 2013 года.

"Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги..."

У Федора Шаляпина официально был зарегистрирован лишь один брак - с итальянской балериной Иолой Торнаги (Иола Игнатьевна Ле-Прести). Но с 1910 года он жил на две семьи, его второй гражданской женой стала Мария Петцольд.

С Иолой Торнаги певец обвенчался в 1898 году. За два года до этого балерина в составе труппы Лионского театра прибыла в Нижний Новгород по приглашению известного русского мецената Саввы Мамонтова. Там она и познакомилась с 23-летним Шаляпиным, который влюбился в 22-летнюю танцовщицу настолько, что признался ей в любви прямо на сцене. Во время генеральной репетиции "Евгения Онегина" в арии "Любви все возрасты покорны" вместо строчки "Онегин, я скрывать не стану: Безумно я люблю Татьяну!" Шаляпин спел "Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги...". От этого брака у Шаляпина осталось пять детей.

Но в 1906 году, когда Иола уезжает с детьми в Италию навестить родственников, у Шаляпина появляется новая любовь - Мария Петцольд, вдова и владелица пивных заводов Эдуарда Петцольда. Ей удалось очаровать певца, который, не разведясь, практически переходит в другую семью. В 1910 году у них рождается первый совместный ребенок (от первого брака у Марии было двое детей). Всего у Федора Шаляпина и Марии Петцольд родилось три дочери.

Шаляпин фактически стал двоеженцем, разрываясь между двумя женщинами - одна жила в Москве, вторая - в Петербурге. Так продолжалось до тех пор, пока Шаляпин не принял решение покинуть Россию.

В Европу он иммигрировал уже с новой семьей, но всегда поддерживал связь с первой женой и детьми. Со временем его дети от Иолы также переехали в Европу, а Иола Торнаги так и осталась в России и только в 1950 году по приглашению сына Федора уехала в Италию, где и умерла в 1965 году.