С 29 сентября по 8 декабря в московском Еврейском музее и центре толерантности пройдет цикл лекций "Great Jewish music", посвященный роли евреев в развитии музыкальной культуры XX века
 
 
 
С 29 сентября по 8 декабря в московском Еврейском музее и центре толерантности пройдет цикл лекций "Great Jewish music", посвященный роли евреев в развитии музыкальной культуры XX века
Moscow-Live.ru

С 29 сентября по 8 декабря в московском Еврейском музее и центре толерантности пройдет цикл лекций "Great Jewish music", посвященный роли евреев в развитии музыкальной культуры XX века. Приглашенные лекторы-эксперты расскажут о том, как еврейские традиции повлияли на историю мировой музыки.

Название "Great Jewish music" отсылает к серии мемориальных альбомов, вышедших на лейбле Джона Зорна "Tzadik", отмечают организаторы. Джону Зорну будет посвящена и первая лекция проекта.

Вход на лекции бесплатный, но по обязательной предварительной регистрации из-за ограниченного количества мест. Зарегистрироваться можно на сайте музея.

Джон Зорн (р. 02.09.1953) - американский композитор-авангардист, саксофонист, музыкальный продюсер, основатель лейбла "Tzadik" и движения еврейской авангардной музыки "Радикальная еврейская культура". Один из лидеров современного музыкального авангарда. В арсенале Зорна - работы в джазовой стилистике, сочинения академической авангардной музыки. Он сочетает клезмерскую музыку и свинг, сладж и нойз, электро-акустические эксперименты и неидиоматическую импровизацию.

В программе цикла также лекция об Артуре Лурье, русском композиторе и музыкальном писателе, чье имя, как правило, возникает "в примечаниях" к биографиям современников, с которыми его связывали сотрудничество и дружба, - Анны Ахматовой, Михаила Кузмина, Александра Блока, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского, Анатолия Луначарского, Игоря Стравинского, Сергея Кусевицкого, Эдгара Вареза и других. Лурье-литератора высоко ценили Стравинский и Кусевицкий, он получал от них заказы на статьи и книги. Сам Лурье ощущал себя композитором, вписывая именно это слово в графу "профессия" в документах. К сожалению, в этой ипостаси он не был оценен по достоинству. Немногие из его больших произведений, среди которых опера-балет "Пир во время чумы" (1931) и опера "Арап Петра Великого" (1961), две симфонии, "Concerto da camera", исполнялись при жизни, а после смерти его имя было забыто на десятилетия.

13 октября пройдет лекция о Валентине Парнахе, российском поэте, переводчике, музыканте, танцоре, хореографе, основателе парижской литературной группы "Палата поэтов", пионере отечественного джаза.

В августе 1922 года он приехал в Россию из Европы, привезя с собой комплект инструментов для джаз-банда: банджо, саксофон, ударную установку с ножной педалью, наборы сурдин, шумовые инструменты. Парнах создал в Москве "Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха". Первое выступление коллектива состоялось 1 октября 1922 года, и этот день принято считать днем рождения джаза в России. Уже после появятся профессиональные джаз-банды - оркестры Александра Цфасмана и Александра Варламова, ансамбль под руководством Леонида Утесова и трубача Скоморовского.

Утесову будет посвящена отдельная лекция. Он прекрасно знал городской одесский фольклор, который своим появлением во многом обязан клезмерской музыке. Артист не только часто исполнял эти песни в обработке ("Лимончики", "С одесского кичмана"), но и привносил этот колорит в авторские композиции. "В то время как в западном мире разворачивался жесточайший экономический кризис - Великая депрессия, в Советском Союзе возникла весьма рациональная идея - использовать джаз в интересах Коммунистической партии большевиков. Одним из проводников новой политики стал опытный артист эстрады Леонид Утесов", - говорится в пресс-релизе.

На лекциях можно будет услышать о "Бабем Яре" Шостаковича и других музыкальных памятниках Холокоста, а также о Клезмер-ренессансе в Европе и Америке.

"Деятели этого движения ставили перед собой цель нести через музыку их собственное миропонимание, несомненно, ярко национальное, этнически окрашенное и в то же время основанное на реалиях современности. Начавшийся в США, клезмер-ренессанс был целиком основан на восточноевропейской еврейской музыкальной традиции. Вскоре после своего возникновения неоклезмерское движение расслоилось на множество субстилей. Сходные процессы, но несколько позднее, в 80-х годах, возникают в Центральной Европе, где появляется интерес к культуре еврейского местечка и идиш", - говорится в сообщении организаторов.