Коммунисты Татарстана пожаловались в прокуратуру на оперу "Джалиль": в ней сравнивают Сталина и Гитлера и показывают свастику Хафиз Миргалимов
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Коммунисты Татарстана пожаловались в прокуратуру на оперу "Джалиль": в ней сравнивают Сталина и Гитлера и показывают свастику
ТАГТОиБ
 
 
 
Хафиз Миргалимов
ТРО КПРФ
 
 
 
Татарский академический государственный театр оперы и балета (ТАГТОиБ) им. М. Джалиля
Russian Look

Татарстанское отделение КПРФ распространило обращение главы фракции Хафиза Миргалимова в адрес прокурора республики Илдуса Нафикова с просьбой провести проверку постановки оперы "Джалиль", которая идет на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета (ТАГТОиБ) им. М. Джалиля с 2011 года, и "при необходимости принять меры прокурорского реагирования", сообщает TatCenter.

Миргалимов, который слушал эту оперу 23 февраля 2015 года, утверждает, что в одной из сцен "сравнивается И. В. Сталин и Адольф Гитлер", проводится "прямая параллель... между советским строем и нацизмом". Такие сравнения, по словам коммуниста, исходят от "бесконтрольного "творчества художника" и "ведут к подрыву исторической роли" страны в Великой Отечественной войне.

"Это плевок в сторону многонационального народа России накануне праздника - 70-летия Великой Победы", - говорится в запросе.

Кроме того, в своем обращении Хафиз Миргалимов ссылается на ст. 20.3 КоАП РФ, которая запрещает публичную демонстрацию нацистской атрибутики. К запросу он прилагает снимок с изображением свастики, сделанный во время просмотра постановки.

Ранее с запросом в Минкультуры РТ по поводу оперы "Джалиль" обращалось и руководство Госсовета республики, пишет "Коммерсант". В министерстве сопоставление портретов Сталина и Гитлера назвали символом борьбы главных сил Второй мировой войны.

Премьера оперы-поэмы "Джалиль" на либретто Ахмеда Файзи в постановке режиссера Михаила Панджавидзе (Большой театр) состоялась в ТАГТОиБ в сентябре 2011 года. По замыслу создателей спектакля, опера должна была стать символом театра, который носит имя казненного нацистами татарского поэта Мусы Джалиля.

В своих интервью после премьеры оперы, посвященной трагической судьбе татарского поэта, погибшего в фашистских застенках, автор спектакля не скрывал своего режиссерского замысла, согласно которому гитлеровский и сталинский режим действительно ставятся фактически на одну доску, сообщает электронная газета "Бизнес Online". "Свой подвиг Муса Джалиль расценивает как необходимость, невзирая на страдания своей семьи. Как выяснилось, я шел верным путем... С другой стороны, если уйти в лирику, мы получим "мыльную оперу", которая тоже будет мало кому интересна. Сериал "Джалиль" никому не нужен. Я понял... и усилил роль государственной машины, и не только немецкой, но и советской. Она тоже безжалостно перемалывала кости людей", - говорил Панджавидзе.

Минкульт Татарстана отрицает обвинения коммунистов

В министерстве культуры Татарстана заявили, что не видят некорректного позиционирования Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина в опере "Джалиль" Татарского академического театра оперы и балета, передает "Интерфакс".

"В одной из сцен спектакля "Джалиль" на короткое время на задник сцены проецируются фотографии И.В.Сталина и А.Гитлера. Данная проекция символизирует противоборство двух главных сил во второй мировой войне - Советского Союза в образе Сталина и фашистской Германии в образе Гитлера", - говорится в письме министерства культуры Татарстана.

"Подобный прием (обозначение какого-либо понятия, явления, идеи через определенный узнаваемый знак, символ, в данном случае образы руководителей двух государств) широко используется в театральном искусстве", - отметили в министерстве.

"О каком-либо некорректном позиционировании исторических личностей в данном случае не может быть и речи, поскольку борьба Советского Союза против фашистских захватчиков - неоспоримый общепризнанный факт", - считают авторы письма.

Ведомство напоминает, что опера "Джалиль" посвящена подвигу героя Советского Союза Мусы Джалиля. Сюжет оперы повествует о его антифашистской деятельности в немецком плену, мужестве и героической смерти поэта; на сцене возникают картины фронта, героической борьбы советских солдат, а также воспоминания о родине, доме, жене и дочери.