Верховный суд США отказал наследнику мецената Морозова в правах на картину Ван Гога "Ночное кафе"
 
 
 
Верховный суд США отказал наследнику мецената Морозова в правах на картину Ван Гога "Ночное кафе"
Global Look Press

Верховный суд США отклонил апелляцию гражданина Франции Пьера Коновалоффа, пытавшегося оспорить права на картину Винсента Ван Гога "Ночное кафе" (1888) у галереи американского Йельского университета на том основании, что большевики экспроприировали эту картину у его прадеда, мецената и коллекционера Ивана Абрамовича Морозова, после революции 1917 года.

Как сообщает агентство Bloomberg, Федеральный апелляционный суд в Нью-Йорке, решивший, что картина останется в собственности университета, сослался на Акт государственной доктрины, в соответствии с которым суды в США не рассматривают законность указов иностранных правительств об экспроприации.

Адвокат Коновалоффа Аллан Герсон заявил Yale News, что считает это решение "судебной ошибкой". Вице-президент и главный юрисконсульт университета Александр Дрейер, наоборот, был уверен, что Верховный суд отклонит апелляцию Коновалоффа.

Пьер Коновалофф пытался оспорить права на полотно c 2008 года, когда он вступил в права наследования и узнал, что бывшая собственность его прадеда висит в йельской картинной галерее.

"Ночное кафе" - картина, написанная в сентябре 1988 года, на ней изображено привокзальное кафе города Арль на юго-востоке Франции. Коллекционер Иван Морозов приобрел ее весной 1908 года на выставке "Салон Золотого руна" за 3000 рублей (7000 франков) и владел ею на протяжении 10 лет, пока большевики не захватили его коллекцию в 1918 году.

Советское правительство продало картину в 1933 году Стивену Кларку, жителю Нью-Йорка и наследнику компании по производству швейных машин Singer Manufacturing. Последний завещал ее Йельскому университету в 1960 году, где она и хранилась, пока на нее не стал претендовать Пьер Коновалофф.

Это не единственная безуспешная попытка Коновалоффа вернуть себе предметы искусства, принадлежавшие его прадеду. В 2011 году апелляционный суд вынес решение против Коновалоффа в аналогичном споре с нью-йоркским музеем Метрополитен, где находится картина Поля Сезанна "Мадам Сезанн в оранжерее" (1891). Федеральный суд Нью-Йорка отклонил иск Коновалоффа, заявившего права на это полотно.