Основной финансовый документ, конечно, не идеален, о чем неоднократно писалось в ходе его обсуждения
 
 
 
Основной финансовый документ, конечно, не идеален, о чем неоднократно писалось в ходе его обсуждения
Фото NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

После многочисленных переписываний бюджет на следующие три года был внесен правительством в Госдуму. Основной упор сделан на увеличение пенсионного обеспечения, за что правительство подвергается серьезной критике как со стороны либералов, так и со стороны "дирижистов".

Если не брать чиновников и особенно преданных депутатов от "Единой России", которые - те же чиновники, критиков у бюджета на следующий год гораздо больше, чем сторонников. Причем, что не характерно для России, не нравится принятая в этом документе стратегия ни экономистам, считающим себя либеральными, ни откровенным дирижистам, сторонникам активной промышленной политики.

Основной финансовый документ, конечно, не идеален, о чем неоднократно писалось в ходе его обсуждения - например, когда Минфин судорожно искал дополнительные доходы, а "Газпром" виртуозно отбился от повышения налоговой нагрузки.

Однако критикуется бюджет за другое. Главный предмет нападок - "перекос" в сторону увеличения пенсионных выплат. Это самая большая расходная статья в следующем году. В общей сложности она "съест"4,4 трлн рублей - 10% ВВП страны. Интересно, что зарплаты бюджетников, если и будут индексироваться, то далеко не так серьезно, и расходы на это, если и вырастут, то несопоставимо с пенсионными тратами.

Основные тезисы "недовольных" заключаются в том, что правительство тратит деньги вовсе не на то, что нужно. Пресловутые триллионы будут банально "проедены" вместо того, чтобы на них были созданы новые рабочие места в...

Тут предпочтения критиков, как правило, расходятся. Кто-то говорит об инфраструктуре, кто-то о технологическом прорыве - новейших технологиях, прочие - о "стратегических" отраслях, вроде того же автопрома или авиапрома, без которых сверхдержаве стыдно.

Либералы еще вспоминают о том, что, принимая на себя преувеличенные обязательства, государство надевает себе на шею многолетнее "ярмо", которое рано или поздно вынудит власти либо пойти на серьезное повышение налоговой нагрузки, либо смириться с высокой инфляцией, которая обесценит принятые обязательства.

Если говорить о создании новых рабочих мест, инфраструктуре и инновациях, то упрек едва ли справедлив: правительство планирует потратить на эти цели 1,6 триллиона рублей. Вот только эффект от этих денег, скорее всего, будет несопоставимо ниже, чем от повышения пенсий.

Деньги достанутся частным и государственным предприятиям, распоряжаться ими будут менеджеры, и сколько будет потрачено на строительство дорог, а сколько на покупку золотых кроватей, сказать невозможно. Кто и по каким ценам получит государственные подряды и какая доля потраченных государством денег в конечном итоге осядет на иностранных счетах чиновников и их партнеров, можно только догадываться.

Кроме того, инвестируя в "инновационные" или "стратегические" отрасли, государство рискует со временем получить себе на шею еще несколько "АвтоВАЗов" - предприятий, тяжелой гирей повисших на экономике страны.

Повышение же пенсий может иметь мощный стимулирующий эффект. Во-первых, украсть эти деньги несколько сложнее, чем "освоить" бюджет на создание новых производств или объектов инфраструктуры. Деньги, полученные пенсионерами, практически немедленно вернутся в экономику - и не какую-нибудь, а российскую - в виде платежеспособного спроса.

Это создает угрозу перегрева, однако деньги будут поступать относительно равномерно, нарастая по мере все новых повышений, так что у производителей товаров и услуг будет время на то, чтобы расширить производство или организовать новое.

Не исключено, что значительная часть выросшего спроса будет покрываться за счет роста импорта. И в этом нет абсолютно никакого криминала, поскольку импорт позволит избежать товарного дефицита или чрезмерного роста цен. Да и стать одним из драйверов выхода мировой экономики из накрывшего ее кризиса не так уж и плохо. В конце концов деньги вернутся, пусть за счет роста спроса на сырье.

И все же успех, как бы банально это ни звучало, не предопределен, поскольку не менее важно создать условия для развития малого бизнеса, который достаточно мобилен, чтобы оперативно реагировать на рост спроса именно там, где он растет. Важно обеспечить доступные кредиты для тех, кто собирается организовывать или наращивать производство. Важно создать человеческие условия для предпринимателей - снизить уровень бюрократических процедур и "коррупционного налога". И без этого положительный эффект будет, но он будет гораздо менее серьезным, чем это возможно.

Несмотря на все риски, этот способ стимулирования экономики позволяет получить рост в отраслях и на предприятиях, которые действительно востребованы, а не директивно назначены "прорывными".