Удивительное дело: китайская экономика замедляется, в США снова начинает ухудшаться ситуация на рынке недвижимости, ряд показателей выходит хуже ожиданий аналитиков, а фондовые рынки по всему миру растут
 
 
 
Удивительное дело: китайская экономика замедляется, в США снова начинает ухудшаться ситуация на рынке недвижимости, ряд показателей выходит хуже ожиданий аналитиков, а фондовые рынки по всему миру растут
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Удивительное дело: китайская экономика замедляется, в США снова начинает ухудшаться ситуация на рынке недвижимости, ряд показателей выходит хуже ожиданий аналитиков, а фондовые рынки по всему миру растут, как растут цены на нефть и другие сырьевые товары.

Цены на нефть, которые после майского падения не могли и приблизиться к отметке 80 доллар за баррель, неизменно сползая обратно к 70 долларам, в первый рабочий день августа уверенно взяли прежде недостижимую высоту. Американские фондовые индексы также устремились к локальным максимумам. Про чувствительный к сырьевым ценам российский рынок и говорить нечего - начало августа ознаменовалось более чем 2-процентным ростом, в результате которого индекс ММВБ продемонстрировал максимальное с конца апреля значение.

И все это на фоне все более громких и авторитетных предупреждений о том, что американская экономика может в любой момент скатиться к новой рецессии, и тогда уже Китай не поможет - там тоже обнаруживаются все более явственные признаки охлаждения.

Так, в конце прошлой недели экс-председатель ФРС Алан Гринспен предупредил о возможности новой рецессии в США, которая наступит, если цены на недвижимость продолжат снижаться. Поводом для этого выступления послужила неутешительная статистика с американского рынка жилья, который возобновил падение после того, как 20 апреля закончились налоговые льготы для покупателей домов. Годовые темпы покупок домов снизились до 300 000 в мае, - минимального из зафиксированных значений.

Причину парадоксального оптимизма фондовых и сырьевых рынков обнаружить довольно просто. Любые признаки ухудшения в американской экономике воспринимаются как сигнал к тому, что фискальные и денежные власти США не только не начнут сворачивать беспрецедентную финансовую помощь экономике, но и приступят к поискам очередных стимулов, без которых роста никак не получается.

Надежды эти небеспочвенны. О начале реализации "стратегии выхода" глава ФРС предупреждал еще в конце прошлого года. В марте он выступил перед Комитетом по финансовым услугам Палаты представителей с обзором стратегий сворачивания стимулирующих мер и инструментов, при помощи которых Федрезерв может извлечь из банковской системы 1 триллион долларов в виде избыточных резервов.

Теперь, в конце июля, в выступлении перед банковским комитетом Сената он заявил: "Мы готовы принять дальнейшие политические меры, если это потребуется для возврата к полному использованию производственного потенциала нашей страны и поддержания стабильности цен".

Однако журнал The Economist предполагает, что "такое сочетание целей просто недостижимо. США могут вернуть прежние темпы роста экономики, но только за счет повышения инфляции, либо удерживать инфляцию за счет потери производства".

Это, очевидно, понимают и инвесторы, которые проникаются все большей уверенностью в том, что ФРС и Казначейство США не будут долго раздумывать, оказавшись перед выбором между ростом и инфляцией. На повышение цен, скорее всего глаза будут закрыты. Тем более что обесценившиеся деньги будут означать и обесценившийся госдолг, размеры которого давно перевалили 13 триллионов долларов и приближаются к размерам американского ВВП.

Отсюда и стремление защититься от инфляции, покупая сырье и акции. Проблема лишь в том, что до бесконечности наращивать госдолг невозможно. Причем, рынки реагируют на рост долговой нагрузки не линейно. По достижении определенного "потолка", который покажется инвесторам слишком опасным, все может закончиться обвалом. Поводом для этого может стать, например, пересмотр суверенного рейтинга США одним из агентств или даже простое предупреждение о возможности такого пересмотра.