МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Конфликт между двумя российскими металлургическими магнатами Олегом Дерипаской и Владимиром Потаниным, прорвавшийся наружу после собрания акционеров 28 июня, разрастается. Во вторник стало известно, что глава "Русала" (владеющего 25% плюс одной акцией ГМК "Норильский никель") Олег Дерипаска написал письмо президенту Медведеву, где рассказал, как несправеливо обошелся с ним партнер по бизнесу. Президент дал поручение генеральному прокурору Юрию Чайке разобраться в обстоятельствах дела.
Стоит напомнить, что "Русалу" Дерипаски и "Интерросу" Потанина принадлежат равные пакеты в ГМК. Однако собрание акционеров серьезно изменило расстановку сил в совете директоров. Так, по итогам собрания в совет директоров, состоящий из 13 человек, вошли лишь три представителя "Русала" вместо прежних четырех. При этом место в совете неожиданно потерял его председатель Александр Волошин, голоса за которого по договоренности со своим крупнейшим кредитором - ВЭБом - также отдавал "Русал".
Дерипаска обвинил менеджмент "Норникеля" в махинациях с акциями, которые повлияли на итоги собрания и состав совета директоров, и собирается осенью созвать внеочередное собрание с целью переизбрания совета. По его словам, паритетное представительство "Русала" и "Интерроса" было краеугольным камнем соглашения об урегулировании противоречий между "Интерросом" и "РусАлом" от 2008 года.
"Договоренности 2008 года были прежде всего направлены на то, что полностью сбалансированный совет директоров будет полностью информирован о всех действиях компании. Это не так. Компания может двигать миллиарды наличных, заключать любые крупные сделки на уровне "дочек-внучек" и двигать активы в офшоры. Для этого не нужно одобрения совета директоров. Эта практика должна быть изменена. Те проблемы, которые мы решали, - это попытки восстановить корпоративные процедуры в компании ("Норникеле")", - цитирует РИА "Новости" гендиректора "Русала".
Впрочем, Дерипаска напрасно апеллирует к соглашениям 2008 года, положившим конец прошлому конфликту. Нынешнюю "войну" развязал именно он, и действия "Интерроса" вполне могли стать ответом на мартовский "наезд" на "Норникель" со стороны вице-премьера Игоря Сечина. Он написал на имя гендиректора "Норникеля" Владимира Стржалковского письмо, в котором потребовал рассказать, сколько сейчас денег у "Норникеля" и каковы детали нескольких крупных сделок компании с ее акционерами, начатых во второй половине 2008 года и законченных в начале 2009 года.
"Представители "Русала" голосовали на совете директоров компании против утверждения бюджета на 2010 год, впоследствии "Русал" требовал выплаты дивидендов, размер которых превышал чистую прибыль ГМК и шел вразрез с кредитными обязательствами "Норильского никеля". Очевидно, что "Русал" пытается решить свои долговые проблемы за счет "Норильского никеля", - приводит свои возражения "Интеррос".
Пока Дерипаска борется за справедливость, Потанин продолжает усиливать свое влияние в компании. Так, в понедельник "Норникель" сообщил, что вводит должность президента компании, который будет находиться в подчинении гендиректора. В его функции будут входить вопросы разработки и реализации корпоративной стратегии, совершенствования корпоративного управления и проведения мер, направленных на рост рыночной капитализации ГМК. Кроме того, президент будет курировать проведение возможных сделок по слияниям и поглощениям. На эту должность назначен выбранный в совет директоров представитель "Интерроса" Андрей Клишас.
По выражению неназванного источника из Кремля, на которого ссылается газета "Время Новостей", у кажой из конфликтующих сторон "своя правда". Действительно, Владимир Ротанин, привыкший считать "Норильский никель" своей "вотчиной", совсем не рад попыткам "Русала" влезть в управление компанией и "выдоить" ее, чтобы дать возможность Олегу Дерипаске расплатиться с многочисленными кредиторами алюминиевого суперхолдинга. Но и испытывающего острую нужду в деньгах алюминиевого магната можно понять: владея равным с "Интерросом" пакетом, обидно оставаться не у дел и видеть, как "дочки-внучки" компании заключают миллиардные сделки.
Кто победит в корпоративной войне, предсказать сейчас практически невозможно. Обе стороны имеют богатейший опыт на этом поприще, оба победили многочисленных "врагов", в том числе и весьма могущественных. Проиграет же компания и многочисленные миноритарные акционеры, особенно если конфликт затянется, а деятельностью компании вплотную займется Генпрокуратура. Уже сейчас в комментариях нет-нет, да и промелькнет название разрушенного государством "Юкоса".