Спорить с тем, что российская экономика образца 2008 года принципиально отличается от себя же 10-летней давности, было бы очевидной глупостью
 
 
 
Спорить с тем, что российская экономика образца 2008 года принципиально отличается от себя же 10-летней давности, было бы очевидной глупостью
Фото NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Весь прошлый год экономисты, аналитики и представители властей, словно мантру, повторяли, что в России повторение событий 1998 года принципиально невозможно. Дефолта и резкой девальвации рубля к доллару сразу в 4 раза ждать действительно не стоит. И все же все больше экономических показателей заставляют вспоминать 1998 год.

Спорить с тем, что российская экономика образца 2008 года принципиально отличается от себя же 10-летней давности, было бы очевидной глупостью. Правда, главным кардинальным отличием является состояние государственных финансов. Десятилетний рост цен на сырье, сопровождавшийся консервативной бюджетной политикой государства, помог накопить резервы и снизить уровень государственного внешнего долга по отношению к ВВП страны или к международным резервам ЦБ до едва ли не самой низкой в мире величины. Лучше дела обстоят, пожалуй, только у Китая с его гипертрофированными валютными резервами.

Более того, по результатам 2008 года резервы правительства даже выросли, причем выросли прилично. Если на 1 января 2008 года не разделенный еще тогда Стабфонд "весил" 156,8 миллиарда долларов, то к 1 января 2009 года совокупный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния достиг 225 миллиардов долларов.

Ни по реальным (не говоря уже о номинальных) доходам населения, ни по уровню жизни сравнивать 2008 год с 1998 просто невозможно. И все же аналогии напрашиваются. Прежде всего, потому что людям свойственно сравнивать свою жизнь не с тем, как они жили 10 лет назад, а с тем, как они жили совсем недавно. Именно отрицательная динамика помесячных, от силы поквартальных показателей свидетельствует о резком ухудшении ситуации.

Однако, это, пожалуй, пока весь позитив, который приходит в голову при сопоставлении нынешней ситуации с кризисом 1998 года. После предыдущего, пусть и чрезвычайно болезненного шока, российская экономика начала восстанавливаться довольно быстрыми темпами, которые позволили в какой-то момент Владимиру Путину поставить задачу удвоения ВВП за 10 лет. Более того, российской экономике не хватило совсем немного для достижения поставленной цели.

Причем, рост этот был обусловлен вовсе не какими-то особыми заслугами российских властей во главе с Владимиром Путиным, а во многом случился вопреки им. Просто сразу несколько факторов — как внутренних, так и внешних - сложились чрезвычайно удачно для России. Эффект резкой девальвации рубля довольно долго поддерживал импортозамещение и развитие экспортных отраслей, а про "грант", полученный от мировой экономики в виде почти полного десятилетия роста цен на сырье, и говорить нечего.

Сегодня этого сочетания факторов отечественная экономика может не дождаться. Даже если Банк России решится на девальвацию рубля, сопоставимую с девальвацией 1998 года, ничего, кроме политической смерти нынешней властной вертикали, это не принесет. Проблема в том, что в отличие от 1998 года мировая экономика может оказаться не готова к безудержному потреблению ни российского сырья, ни чего бы то ни было другого. А для того чтобы начал работать механизм импортозамещения, необходима не только слабая национальная валюта, но и доступные инвестиционные ресурсы. Если 10 лет назад можно было выехать за счет загрузки старых мощностей, сейчас загружать особенно нечего.

Таким образом, если кризис в мире не выльется в очередное надувание «мыльных пузырей» на сырьевых рынках, российская экономика может оказаться обреченной на длительную стагнацию, а то и депрессию, несмотря на все накопленные резервы, какими бы внушительными они ни казались сегодня.