Всемирный банк полагает, что в 2011 году российский ВВП вырастет на 4,8%. Много это или мало? Смотря с какой стороны посмотреть
 
 
 
Всемирный банк полагает, что в 2011 году российский ВВП вырастет на 4,8%. Много это или мало? Смотря с какой стороны посмотреть
trust.ua

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

Всемирный банк полагает, что в 2011 году российский ВВП вырастет на 4,8%. Много это или мало? Зависит от того, с какой стороны посмотреть.

С одной стороны, ВБ сулит нам в следующем году рост выше среднего: по его прогнозам, глобальный ВВП в мире увеличится на 2,9 - 3,3%. А если сравнивать с темпами роста развитых стран, мы и вовсе обставляем их в 2-3 раза. С другой - Россию уместнее сравнивать с развивающими странами, к числу которых относится и отечественная экономика. А в этой категории мы уже в числе отстающих, существенно не дотягивая до среднемирового роста. Он, по версии ВБ, для развивающихся стран составит в 2011 году 6,2%.

Это хитросплетение цифр требует отдельного анализа. Почему российский рост окажется выше среднего? Логика прогнозистов из ВБ понятна: они полагают, что к следующему году мировая экономика восстановит глобальный спрос на сырье и сырьевые продукты. Россия должна от этого ощутимо выиграть: нефть и газ, как известно - "наше все".

Почему мы оставим далеко позади по темпам роста Западную Европу, тоже достаточно очевидно: у них тяжелейшая ситуация с внешними долгами, дефицитами бюджетов и устойчивостью евро. У нас же крохотный по мировым меркам суверенный внешний долг, а курс рубля вполне управляем Центробанком. Впрочем, предупреждает ВБ, если вдруг нашим денежным властям вздумается резко укрепить рубль, то конкурентоспособность отечественных товаров упадет, а вслед за ней рухнут и ожидаемые темпы роста. Но это, надо полагать, наши финансисты и без подсказок ВБ знают – неоднократно на подобные "грабли" наступали.

В то же время интересно понять, почему же Россия в следующем году отпустит далеко вперед по темпам роста наших соратников по БРИК, да и другие развивающиеся страны заодно? Напрашивающийся вариант ответа: аналитики Всемирного банка сомневаются, что в Россию пойдет зарубежный капитал. Понятно, что речь идет не о спекулятивных денежных "набегах", которые могут кратковременно "клюнуть" на какие-то телодвижения нашего рынка, а о прямых иностранных инвестициях. Многочисленные риски - коррупционные, политические, связанные с предпринимательским климатом - в России никто не отменял. Более того: в условиях кризиса они только усугубились. Ну а без инвестиций надеяться на рост экономике не приходится.

Видимо, осознают это и в российских экономических ведомствах. Во всяком случае, министерство экономического развития выдало на следующий год прогноз еще более скромный, чем Всемирный банк – 3,4% роста ВВП.

"Скромность" эта обусловлена, вероятно, гораздо более глубоким знанием наших внутренних проблем, способных негативно сказаться на темпах экономического развития. Например, тот факт, что в следующий год страна, скорее всего, вступит уже без своей финансовой заначки - Резервный фонд, по расчетам Минфина, будет к тому времени исчерпан.

Еще один фактор потенциального торможения - остающиеся весьма высокими кредитные ставки в банках. Да, за последний год они заметно снизились, но их средний уровень (порядка 14 – 14,5%) до сих пор примерно в 2,5 раза превышает рентабельность большинства секторов отечественной экономики.

Следующий фактор риска – по-прежнему неумеренные аппетиты российских естественных монополий. Параметры повышения тарифов на их услуги на следующий год уже объявлены: от 10% на электричество и железнодорожные перевозки до 21-27% на газ.

При таких исходных данных вряд ли нам стоит рассчитывать на замедление инфляции, как то обещает правительство. А без замедления инфляции опять же можно не добиться нужных темпов экономического роста.

Кроме того, в условиях очевидного бюджетного дефицита, правительству совершенно очевидно придется предпринимать меры по повышению налоговой нагрузки (о ее росте на оплату труда с 26 до 34% уже объявлено) и сокращению бюджетных расходов. А поскольку социальные статьи бюджета остаются "неприкосновенными", жертвами секвестра скорее всего станут те расходы, которые так или иначе связаны с повышением спроса на товары и услуги. Ну а не будет расти спрос, не сможет расти и экономика.

В общем, как не прикидывай экономическое будущее - хоть по "оптимистичному" сценарию Всемирного банка, хоть по пессимистичному Минэкономразвития - получается одно: темпы роста российского ВВП в 2011 году будут все еще далеки от докризисных 6-7%. И это при том, что отсчет сейчас идет от гораздо более низкой базы - ВВП, уже пережившего кризисное падение.

С этим можно было бы смириться, если не одно "но": ни в прогнозах министерства экономического развития, ни в прогнозах Всемирного банка нет никаких намеков на то, что российский экономический рост может быть вызван какими бы то ни было технологическими прорывами, инновационными решениями и модернизационными механизмами. Все эти модные понятия фигурируют в нашей экономической жизни лишь на словах. А на деле, как обычно, присутствует ставка на родные углеводороды. Вот подорожают нефть и газ – тогда и покажем всем рост.