Ночные бдения министров финансов стран Еврозоны оказались результативными. В ночь с воскресенья на понедельник, после 11-часовой дискуссии, министры договорились о создании европейского стабфонда
 
 
 
Ночные бдения министров финансов стран Еврозоны оказались результативными. В ночь с воскресенья на понедельник, после 11-часовой дискуссии, министры договорились о создании европейского стабфонда
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Ночные бдения министров финансов стран Еврозоны оказались результативными. В ночь с воскресенья на понедельник, после 11-часовой дискуссии, министры договорились о создании европейского стабфонда. Причем, речь идет не о "жалких" 60-70 миллиардах евро. на которые готовы были расщедриться лидеры стран, а о сумме, на порядок большей..

Объем фонда составит 750 млрд евро, из которых 60 млрд евро, которые соберет в виде кредитов Еврокомиссия, гарантии государств зоны евро составят 440 млрд евро, и еще 250 млрд евро предоставит МВФ.

Биржевые обвалы последней недели, стремительный рост доллара, бегство от мало-мальски рискованных активов, ночные бдения, консультации "семерки и, наконец, чудесным образом - буквально из воздуха - появившаяся гигантская сумма, которая способна погасить надвигающийся финансовый коллапс - все это чрезвычайно напоминает события осени 2008 года. Даже сумма похожа - 750 миллиардов евро будет потрачено на спасение евроаутсайдеров, 787 миллиардов долларов было потрачено на спасение американских финансовых институтов.

Изменились лишь время и место действия, да главные персонажи, принимающие решения. Еще одно существенное отличие - Греция все же не повторила судьбу Lehman Brothers, а мировые биржи удержались на краю пропасти, в которую уже начали соскальзывать на прошлой неделе.

Откуда взялись деньги у США на реализацию "Плана Полсона" и дополнившего его "Плана Обамы" - известно. Их ценой стал рекордный бюджетный дефицит США и беспрецедентный уровень госдолга. Причем львиная доля денег была просто-напросто напечатана - когда политики "нулевых ставок" (от которой ФРС до сих пор не отошла) было недостаточно, Федрезерв попросту методично выкупал за счет эмиссии ипотечные и государственные облигации, финансируя расходы администрации.

Вопрос в том, откуда возьмутся деньги у Евросоюза. С вкладом МВФ все более или менее понятно - Фонд просто вернет европейцам часть уплаченных ими взносов. Еврокомиссар по валютной и финансовой политике Олли Рен следующим образом описал договоренность с МВФ: "В пятницу вечером мы получили заверения директора-распорядителя Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана, что МВФ примет участие в антикризисном механизме ЕС, при условии, что его вклад не превысит половины суммы, предоставляемой сообществом".

Но оставшиеся полтриллиона евро - если гарантии будут востребованы - придется где-то брать европейским странам, которые и без того обременены довольно серьезным долгом.

У кого "займут" европейские страны - секрет небольшой. По словам того же комиссара Рена, Европейский центробанк также предпримет "серьезные монетарные меры" для стабилизации ситуации вокруг евро. А неофициальные источники утверждают, что ЕЦБ готов начать выкуп гособлигаций стран валютного союза, то есть финансировать бюджетные дефициты при помощи печатного станка.

Сомнений в том, что это гарантированно поможет избежать дефолтов в странах Еврозоны, нет никаких. Как показывает американская практика, где сенатские голосования по вопросу повышения верхней планки разрешенного госдолга давно превратились в рутинную процедуру, денег напечатать можно сколько угодно.

Вопрос лишь в том, чего будут стоить эти деньги. Спасение американских, британских, японских и, в гораздо меньшей степени, европейских банков привело к взлету цен на товарных и фондовых рынках. Спасение Греции может стать последней каплей, которая превратит "инфляцию активов" в самую обычную потребительскую инфляцию.

Рост цен в нынешних обстоятельствах - это, безусловно, меньшее из зол. Лучше инфляция, чем повторение событий осени 2008 года, за которыми последовал тяжелейший экономический кризис. Вопрос лишь в том, какие масштабы примет это "меньшее из зол".