Результат договоренностей оказался таким: электроэнергия может подорожать на 10%, а тепло - на 14. Услуги ЖКХ в расчете на квадратный метр жилья станут дороже почти на 9%
 
 
 
Результат договоренностей оказался таким: электроэнергия может подорожать на 10%, а тепло - на 14. Услуги ЖКХ в расчете на квадратный метр жилья станут дороже почти на 9%
Вести

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

Событие это состоялось в конце прошлой недели прошло буднично и практически незаметно: правительство и Федеральная служба по тарифам согласовали тарифы, по которым будет расплачиваться население за коммунальные услуги в 2011 году.

Результат договоренностей оказался таким: электроэнергия может подорожать на 10%, а тепло - на 14. Услуги ЖКХ в расчете на квадратный метр жилья станут дороже почти на 9%.

Никого озвученные цифры особо не поразили, не удивили и не возмутили: видали мы годовой рост тарифов и побольше. Между тем, удивиться и возмутиться следовало бы. Ведь все эти тарифы утверждены со значительным опережением инфляции, которая, по бюджетным прикидкам, ожидается в районе 6-7%.

А ведь до последнего времени министры и руководители страны наперебой хвастались тем, что им удается довести инфляцию до рекордно низкого уровня и в ближайшие время этот успех будет закреплен: рост цен год от года будет все меньше, пока не дойдет до принятого в развитом мире уровня.

Разрешая тарифам естественных монополий дорожать опережающими темпами, правительство наглядно демонстрирует, что снижение инфляции волнует его гораздо меньше, чем прибыли естественных монополий. Ведь в российской экономике утверждаемые государством тарифы естественных монополий и на коммунальные услуги традиционно играют роль своеобразного "спускового крючка", нажатие на который дает старт росту цен на все остальное: энергетическая и коммунальная составляющие входят в себестоимость практически любого продукта, товара или услуги.

Собственно, ничего нового в произошедшем тарифном решении нет: последние несколько лет в России постоянно повышались коммунальные тарифы, причем с явным опережением темпов инфляции. Складывается противоречивая ситуация: с одной стороны, власти говорят о защите интересов населения и о поддержке малоимущих слоев населения. В доказательство приводятся факты роста пенсий, социальных пособий и сокращения доли неимущих граждан.

Но, с другой стороны, в последние годы не было случая, чтобы рост монопольных или коммунальных тарифов оказался бы ниже официальной инфляции. Это означает одно: глобальные доходы финансовой системы постоянно перераспределяются в пользу монополий и непрозрачных коммунальных предприятий.

Скажем, в 2006 году услуги ЖКХ подорожали почти на 18%, тогда как средний рост цен в стране составил всего 9%. В кризисном 2009 году – на 19,6% при инфляции 8,8%. Нынешний год – не исключение: за первые девять месяцев рост стоимости жилищно-коммунальных услуг в среднем по стране составил 12,2% при инфляции за этот период 6%.

Казалось бы, 2011 год - самое время переломить эту сомнительную тенденцию. Все-таки год парламентских выборов и предшествующий выборам президента. Когда же еще сбивать инфляцию и добиваться роста доходов населения, как не в этот период? Однако для власти "свои" монополии все равно оказываются ближе. Теперь правительство объясняет рост монопольных и коммунальных тарифов благородными планами модернизации инфраструктуры, которая-де отличается высокой изношенностью основных фондов.

Монополиям всегда не хватает денег и у них всегда найдутся основания, чтобы задрать тарифы, которые в силу их особого положения, рынок сбить не может. При этом рост тарифов, который происходит в коммунальной сфере год за годом, никак не способствует повышению качества услуг и обеспечению прозрачности самого коммунального бизнеса, остающегося своеобразной «черной дырой» отечественной экономики: сколько денег туда не закачай, все равно все сгинут, и будет мало.

Заодно становятся ясны и истинные приоритеты власти. Это вовсе не рост пенсий и социальных пособий, о чем нам не устают повторять с высоких трибун и экранов телевизоров, а опять же финансовое благополучие "Газпрома" и других компаний-монополистов, которыми, собственно, владеет само государство.