Завершившийся в Сеуле саммит "двадцатки", наверное, можно назвать результативным
 
 
 
Завершившийся в Сеуле саммит "двадцатки", наверное, можно назвать результативным
Первый канал

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":

Завершившийся в Сеуле саммит "Двадцатки", наверное, можно назвать результативным. Круг вопросов, по которым лидерам ведущих мировых экономик удалось прийти к единой позиции, что по нынешним временам значимо само по себе, известен - решение о создании глобальной сети финансовой безопасности, новых принципах перераспределения квот в МВФ, который благодаря переданным ему новым инструментам получит возможность более эффективно пресекать мировые кризисы.

Единство во мнениях участники саммита "обозначили", как выразился российский шерпа Аркадий Дворкович, и в отношении другой животрепещущей проблемы современной финансовой повестки дня, зафиксировав в итоговой декларации призыв к мировым правительствам "избегать искусственной девальвации" своих национальных валют.

Стремление ведущих держав воздерживаться от резких односторонних движений, хотя пока лишь только декларативное, конечно, не может не радовать. Единственное, что снижает впечатление от столь "судьбоносного консенсуса", это вялость дискуссии и очевидная анемичность конечной формулировки. Объясняется это, очевидно, не только моральной усталостью мировых лидеров от дискуссии на данную тему, идущей непрерывно с начала осени.

Ясно, что ключевое решение, которое определит ситуацию на валютных рынках на ближайшую перспективу, уже принято и не подлежит пересмотру - речь, конечно, об очередной программе количественного смягчения ФРС США, о начале которой было объявлено в начале ноября.

Представители американских властей уже много раз поясняли свою позицию - денежная накачка подхлестнет рост экономики и снизит риск дефляции. Также излишне повторять о том, что недостатка в сомневающихся в эффективности решения экономических проблем с помощью печатного станка, равно как и в прогнозах о печальном будущем Америки в случае, если она продолжит столь же расточительную финансовую политику, сегодня нет.

В самой ФРС, надо отдать ей должное, возможные риски не только понимают, но и признают. "Один из недостатков программы выкупа активов по сравнению с традиционной денежной политикой состоит в том, что у нас гораздо меньше опыта в оценке экономического эффекта от использования этого инструмента. Это затрудняет определение точного объема и времени выкупа и информирования об этом общественности", - заявил в одном из недавних интервью Бен Бернанке.

Последняя фраза главы ФРС - об информировании общественности - весьма красноречиво свидетельствует о том, что печатный станок в нынешней ситуации служит американским властям с еще одной важной целью, кроме громогласно заявленных. Очевидно, что таким образом гражданам (то есть избирателям) посылается сигнал о том, что власти об их проблемах наслышаны и кое-что предпринимают. Даже если эти усилия – всего лишь, по мнению многих, жест отчаянного бессилия и заранее обречены.

Едва ли простое совпадение то, что решение о начале программы количественного смягчения было официально оглашено накануне выборов в Конгресс, тем не менее проигранных демократами на волне недовольства американцев экономической ситуацией в стране. По иронии судьбы, проведенный в конце октября опрос Bloomberg свидетельствует, что накануне голосования американцы имели совершенно перевернутое представление о результатах экономической политики президента Обамы. Так, две трети опрошенных заявили, что с января прошлого года экономическое положение все это время ухудшалось, а сами они стали платить больше налогов. И это несмотря на то, что экономика США росла почти все это время, а общая сумма налоговых послаблений, введенных нынешней администрацией, составила 240 млрд долларов.

А накануне стало известно еще об одной налоговой инициативе Обамы, который продлит режим налоговых льгот для обеспеченных американцев, введенный Джорджем Бушем - младшим и истекавший 1 января 2011 года. Подобная сверхлиберальная финансовая политика - печатание денег, наращивание государственных долгов и продление льготного налогового режима для богатых – как нетрудно припомнить, по всем пунктам противоречит предвыборным обещаниям Обамы двухгодичной давности.

Но выбор у американских властей невелик. К тому же, вероятно, Обама, возможно, держит в уме пример Джорджа Буша - старшего, проигравшего гонку за Белый дом Биллу Клинтону в 1992 году. Характерно, что сторонники Буша тогда упрекали его в том, что в своей публичной риторике он проявляет недостаточно сочувствия к американцам, пострадавшим в результате рецессии, начавшейся двумя годами ранее. Сам же он обвинил в своем поражении тогдашнего главу ФРС Алана Гринспена за отказ последнего пойти на ослабление денежной политики. Подобных пиар-провалов Обама постарается избежать.

Хотим мы того или нет, но гонка за Белый дом в США уже стартовала, и никакого "затягивания поясов", как бы ни призывали к этому его обитателей, в ближайшие два года ждать не стоит. И если мировое сообщество не захочет смиренно позволить Америке довести свой денежный эксперимент до логического конца, то в ближайшее время мировая "валютная война" может вспыхнуть с новой силой.