Есть в этом какой-то сюрреализм: в плавящейся от жары, окруженной кольцом пожаров Москве снова заговорили о превращении ее в Международный финансовый центр
 
 
 
Есть в этом какой-то сюрреализм: в плавящейся от жары, окруженной кольцом пожаров Москве снова заговорили о превращении ее в Международный финансовый центр
Архив NEWSru.com

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times": Есть в этом какой-то сюрреализм: в плавящейся от жары, окруженной кольцом пожаров Москве снова заговорили о превращении ее в Международный финансовый центр. Еще в июле президент страны официально назначил руководителем рабочей группы по созданию МФЦ в России экс-главу кремлевской администрации Александра Волошина.

Опытный чиновник не преминул сделать обязательные бюрократические шаги для придания необходимого веса своему будущему детищу. У проекта появится консультативный совет, в состав которого обещали войти первые лица ведущих финансовых институтов: "Тройки Диалог", "Ренессанс капитала", "Сбербанка", ММВБ, PwC, McKinsey, Credit Suisse и Morgan Stanley.

А на этой неделе Минэкономразвития обнародовало проект по продвижению идеи МФЦ в мире. При этом экономическое ведомство, не стесняясь, говорит о том, что в своей целевой рекламной кампании собирается опираться не только на соответствующий мировой опыт, но и на достижения советской пропаганды.

Основные направления пропагандистских ударов уже определены. Конечно, будет задействована Всемирная паутина, куда нынче без этого. Планируется создание специализированного интернет-портала, призванного чуть ли не на 8 языках расписывать инвестиционные и экономические прелести России.

Кроме того, будут налажены связи с нашими соотечественниками, которые работают в зарубежных компаниях: их опыт и связи должны быть задействованы на благо Родины. Уже объявлено о том, что пропагандировать возможности бизнеса в России будет солидный пул из видных представителей государства, бизнеса и науки. Не останутся в стороне и средства массовой информации, некоторые из них (уже названы "Российская газета", "Интерфакс", "Бизнес ФМ", "Эксперт") будут задействованы для выпуска материалов о замечательном деловом климате в нашей стране.

Одним словом, не приходится сомневаться: в ближайшее время пропагандистская машина заработает на полную катушку. Тем более, что и за финансовыми стимулами дело не станет. Специалисты утверждают, что такого рода масштабные международные пиар-акции обходятся минимум в десятки миллионов долларов ежегодно.

Проблема заключается в том, что вся эта деятельность не имеет никого отношения к существу вопроса - к действительному превращению Москвы в международный финансовый центр. Исторически такими центрами становились города, представляющие ведущие мировые экономики (Лондон, Нью-Йорк, Токио, Гонконг, Шанхай, Франкфурт), или же страны со свободным налогообложением и выгодными условиями для хранения капиталов (Цюрих, Люксембург, Дубай). Ни Москва, ни Россия в целом ничем подобным похвастаться не может: доля отечественной экономики в мире едва превышает 1% - какой уж тут центр.

А ведь для возникновения МФЦ требуется еще целая россыпь достаточных условий: например, либеральное законодательство, ограничивающее вмешательство государства в экономику, независимость судебной системы, низкая степень коррупции, сильная валюта, признанная миром резервной, современная инфраструктура. Что из перечисленного может сегодня предъявить Россия миру? Вопрос риторический.

Не хочется лишний раз перечислять наши экономические и политические больные места и сваливаться в беспросветный пессимизм. Согласимся с тем фактом, что стремление сделать из Москвы международный финансовый центр - задача благородная. Но шаги, которые сейчас делаются для решения этой задачи, - абсолютно не в том направлении.

Для того, чтобы превратить российскую столицу в МФЦ, миллионы долларов в год надо тратить не на сколачивание пула пропагандистов, не на создание сайтов и обработку соотечественников, а на повышение привлекательности рубля, в том числе в международных расчетах, на создание необходимой инфраструктуры, на усиление позиций отечественного фондового рынка, на привлечение в страну отнюдь не только спекулятивного капитала. Я уж не говорю о таких вещах, как обуздание коррупции или истинная независимость судов: сегодня эти тезисы звучат как чистой воды фантастика.

Смог над Москвой рассеется, а люди и здания, надо полагать, останутся. А вот что останется от идеи МФЦ, когда сойдет пропагандистский дым? Вполне возможно, что одно только пустое место. Ведь что бы там ни говорили новоявленные пропагандисты, но, по данным авторитетного индекса GFCI, сейчас Москва занимает лишь 68-е место среди международных финансовых центров. Как говорится, наш центр - на мировой обочине.