С 13 октября Банк России официально отменил отменил фиксированные границы валютного коридора и расширил границы плавающего коридора, который используется для сглаживания слишком резких колебаний курса
 
 
 
С 13 октября Банк России официально отменил отменил фиксированные границы валютного коридора и расширил границы плавающего коридора, который используется для сглаживания слишком резких колебаний курса
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

С 13 октября Банк России официально отменил отменил фиксированные границы валютного коридора и расширил границы плавающего коридора, который используется для сглаживания слишком резких колебаний курса.

Широкий коридор с фиксированными границами на уровнях 26 и 41 рубль за корзину был установлен 23 января 2009 года, когда ЦБ выходил из режима "плавной девальвации" рубля и недвусмысленно дал банкам понять, где тот предел, выше которого не стоит пытаться загнать курс. Чтобы проверить раз решимость ЦБ, спекулянты предприняли пару атак на верхнюю границу коридора. Банк России с легкостью эти атаки отбил. На том все и успокоилось.

В дальнейшем, чтобы направить курс в нужную сторону, достаточно было корректирующих интервенций (благодаря которым резервы ЦБ вновь превысили 500 миллиардов долларов), а то и просто "вербальных интервенций" в виде прогнозов или пожеланий со стороны руководства Банка России или Минфина.

Вышел, к примеру Алексей Улюкаев в начале сентября, сказал, что любители carry trade, могут попрощаться с комфортной жизнью на российском валютном рынке, и результат не заставил себя долго ждать - рубль начал падать. Причем такими темпами, что некоторые эксперты заговорили об очередной девальвации.

Посчитав, что национальная валюта потеряла достаточно, чтобы подкорректировать бюджет в нужную сторону, тот же Улюкаев в начале октября выступил с новым прогнозом, заявив, что предвидит укрепление рубля. И рубль начал послушно укрепляться.

Подобная "послушность" рынка и позволила отменить давно ставший неактуальным коридор. Тем более, что от интервенций никто в ближайшем будущем отказываться не собирается. "Мы серьезно продвинулись в части либерализации валютного рынка, не имеем жесткого валютного коридора, жестких границ, на которых обязуемся поддерживать курс, единственная цель - это смягчение волатильности", - заявил Улюкаев в своем выступлении на форуме "ВТБ Капитала".

Прекрасная основа для речи для встречи министров финансов и глав Центробанков "большой двадцатки", где главной темой, как ожидается, будут именно валютные рынки. Принятая на вооружение монетарными властями США стратегия девальвации доллара натолкнулась на жесткое сопротивление ряда стран, которые при помощи валютных интервенций пытаются защитить своих экспортеров (по большей части - тщетно).

Страсти накалились не на шутку, и, по мнению ряда экспертов, США могут, в случае необходимости, прибегнуть к торговым санкциям по отношению к странам, искусственно сдерживающим укрепление своих валют.

Либерализация валютного рынка и переход от зацикленности на курсе рубля к инфляционному таргетированию - весьма похвальная цель, заявленная Банком России уже некоторое время назад. Вопрос в том, насколько у ЦБ хватит решимости придерживаться этой стратегии, если Россия снова, как до кризиса, станет магнитом для спекулянтов, играющих на разнице процентных ставок.

Предпосылки для этого созрели. "Стимулирование" экономики при помощи печатного станка не только не сходит на нет в рамках давно ожидаемой "стратегии выхода", но и набирает обороты. ФРС собирается запустить вторую серию программы выкупа гособлигаций, что может добавить от 500 миллиардов до триллиона "горячих" долларов на рынок. Банк Японии "превентивно" предпринял аналогичные действия.

По словам аналитиков Merill Lynch, количественное ослабление ФРС ведет к росту инфляции на рынках активов в некоторых развивающихся странах. "Судя по всему, нам еще предстоит ощутить последствия низких процентных ставок, которые проявятся в виде мощных потоков капитала на финансовые рынки развивающихся стран. Доходность американских активов будет снижаться, вынуждая инвесторов искать более привлекательные рынки", предупреждает Merill Lynch, добавляя, что цена количественного ослабления - это новые пузыри на рынках активов и снижение доверия к экономике и монетарной политике.

Так что не исключено, что уже в самое ближайшее время Банку России придется бороться с "лишними"долларами, параллельно отбиваясь от лоббистов, требующих защитить "отечественного производителя", страдающего от укрепления рубля.