МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
К 2030 году численность пенсионеров в России вырастет на 9,2 миллиона человек, а трудоспособное население сократится на 10,2 миллиона. Таков прогноз Минэкономразвития, который в свете "повышенных обязательств" по увеличению продолжительности жизни россиян, взятых на себя избранным президентом Владимиром Путиным, может оказаться еще слишком оптимистичным
Очевидно, что пенсионная система, которая уже сегодня, мягко говоря, не выглядит достаточно устойчивой для бесперебойного обеспечения достигших пенсионного возраста граждан заработанными им пенсиями, до 2030 года в нынешнем виде не доживет. Это также очевидно, как то, что изрядно раздражающие высшее руководство страны регулярные высказывания экс-министра финансов Алексея Кудрина о том, что повышение пенсионного возраста неизбежно, продиктованы не желанием эпатировать электорат, а объективной реальностью.
Прекрасно отдают себе в этом отчет и в правительстве, в том числе и в Минздравсоцразвития - профильном министерстве, отвечающем, среди прочего, за пенсионное обеспечение граждан. Однако и прямо игнорировать обещания как действующего, так и избранного президентов в обозримом будущем пенсионный возраст не трогать чиновники не в состоянии. Поэтому в концепции пенсионной реформы, подготовленной Минздравсоцразвития, найден довольно оригинальный компромисс. Прямо пенсионный возраст повышать никто не собирается. Тем более что при средней продолжительности жизни российских мужчин в 64,3 года, сильно повышать пенсионный возраст с нынешних 60 лет было бы несколько циничным.
Поэтому министерство предлагает вообще не зацикливаться на пенсионном возрасте, а больше внимания обращать на трудовой стаж. После проведения реформы для того, чтобы получать пенсию в полном размере, нужно будут отработать не менее 45 лет. Очевидно, что к 60 годам накопить такой официальный стаж - проблема. При этом тем, вышел на пенсию и продолжает работать, стаж засчитываться уже не будет.
Еще более радикальному пересмотру подвергнется сама система подсчета пенсии. Минздрав предлагает максимально сократить накопительную часть, увеличив "страховую", из которой выплачиваются пенсии уже вышедшим на пенсию гражданам. Собственно это и будет "трудовая пенсия", которую люди будут получать от государства.
Помимо этой государственной будет еще "корпоративная" часть - для отдельных организаций или отраслей за счет дополнительных платежей от самих работников и работодателей на основании коллективного договора или тарифного соглашения с участием профсоюзов. А также частная, предусматривающая выплаты за счет личных накоплений работника, которые он делал добровольно, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, страховой компанией или кредитной организацией. Чтобы стимулировать развитие личных накоплений, государство должно реализовывать программы софинансирования (при участии бюджета) и вводить налоговые льготы. Иными словами, сколько сам себе накопишь, столько и получишь в старости.
Самый неприятный момент в том, что предлагает министерство, - изменение формулы подсчета "страховой" части пенсии. До сих пор все довольно просто: сумма, накопленная за всю трудовую жизнь на индивидуальном страховом счете делится на "срок дожития" - количество месяцев, которое пенсионер предположительно проживет на заслуженном отдыхе - и получается размер страховой части пенсии. Минздрав же предлагает ввести "индивидуальный коэффициент пенсионера". Для его расчета нужно соотнести имеющийся у человека стаж с нормативом (40-45 лет), а также его средний заработок за всю жизнь со средней зарплатой за тот же период во всей стране. Полученный таким образом индивидуальный коэффициент пенсионера будет умножаться на величину его среднего заработка за квартал, предшествующий выходу на пенсию.
Во-первых, самостоятельно подсчитать, сколько тебе причитается в старости, со всеми этими коэффициентами весьма затруднительно, и граждане вообще перестанут понимать, за что они борются. А во-вторых, привязка пенсии к последнему кварталу трудовой деятельности - огромный риск для будущих пенсионеров.
Если отвлечься от деталей, то Минздрав фактически предлагает вернуть государственное пенсионное обеспечение к системе, существовавшей до начала пенсионной реформы 2002 года. Системе, от которой пришлось отказаться именно в силу ее нежизнеспособности в нынешней демографической ситуации. По сути государство готово перейти к гарантированию минимума, а все остальное переложить на плечи работодателей и работников, которые должны не только платить социальные отчисления, но еще и параллельно копить себе на пенсию.