МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com: "Если банкротство CIT Group случится - а участники рынка, по утверждению Bloomberg, единодушны во мнении, что без государственной помощи банк не выживет, - это будет прецедент"
 
 
 
МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com: "Если банкротство CIT Group случится - а участники рынка, по утверждению Bloomberg, единодушны во мнении, что без государственной помощи банк не выживет, - это будет прецедент"
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

В среду вечером крупный американский банковский холдинг CIT Group, который вел переговоры с представителями властей и регулирующих органов о предоставлении дополнительной финансовой помощи в дополнение к полученным уже в декабре прошлого года 2,3 миллиарда долларов, объявил, что переговоры приостановлены, и получение финансирования маловероятно.

Если банкротство CIT Group случится - а участники рынка, по утверждению Bloomberg, единодушны во мнении, что без государственной помощи банк не выживет, - это будет прецедент. После начала реализации разработанной еще администрацией Джорджа Буша программы выкупа "плохих активов", стоившей американским налогоплательщикам 700 миллиардов долларов, ни один крупный американский банк еще не рухнул.

На первый взгляд, американские власты, отказывая в спасении CIT, ведут себя неразумно. Если банкротство действительно вызовет биржевую панику и приведет к "цепной реакции" фиксации убытков и вынужденных распродаж активов, все усилия последних 9 месяцев и потраченные на спасение финансового сектора триллионы долларов могут оказаться бесполезными. А еще одного "стимулирующего пакета" даже американская администрация позволить себе явно не может.

В этом случае отказ в "смехотворной" по нынешним временам сумме в 2 миллиарда долларов мог бы привести к потерям, которые будут исчисляться триллионами. По крайней мере, такой вывод можно сделать из высказываний ряда американских аналитиков и руководства самого CIT Group.

Однако есть несколько обстоятельств, которые заставляют усомниться в том, что банкротство CIT вызовет столь же катастрофические последствия, что и банкротство Lehman Brothers.

Прежде всего, не стоит считать, что прошлогодний опыт ничему американские власти не научил, и Тимоти Гейтнер готов наступить на те же грабли, что и Генри Полсон. Возможные последствия тех или иных решений финансовые и денежные власти США представляют себе как никто другой.

Кроме того, после проведенных в первой половине года стресс-тестов крупнейших американских банков (в том числе и CIT Group) регуляторы прекрасно осведомлены о состоянии дел в американской банковской системе. Так что на банкротство CIT, если оно состоится, ФРС и Казначейство пойдут гораздо более осведомленными, чем это было 9 месяцев назад. И если бы заранее не был исключен риск повторения осеннего коллапса, власти США на отказ в "жалких" 2 миллиардах не решились бы.

Даже сейчас нельзя исключать, что нынешний отказ в помощи CIT не является лишь способом надавить на кредиторов банка и вынудить их реструктурировать задолженность, переложив бремя спасения с бюджета на частных инвесторов.

И даже если это не так, американские власти за прошедшее время получили бесценный опыт "локализации" проблем и предотвращения возникновения кризисных волн. Стоит напомнить, что ряд аналитиков предсказывали катастрофу в случае банкротства General Motors. Однако крупнейший в США автомобильный концерн прошел процедуру банкротства, и никакой катастрофы не случилось.

Наконец, участники финансовых рынков за последние месяцы научились работать в экстремальных условиях и лучше управлять своими рисками.

Банкротство CIT в конечном итоге было бы даже полезным. Администрация США находимтся под постоянно растущим давлением - как со стороны стран-кредиторов, так и со стороны оппозиционных республиканцев, - за избылочную "щедрость", которая привела к беспрецедентному бюджетному дефициту и рекордному государственному долгу. Проявить жесткость, постаравшись заранее максимально снизить негативные последствия, было бы в нынешних обстоятельствах весьма разумно.