Слабый доллар - это надолго
 
 
 
Слабый доллар - это надолго
Global Look Press

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой бизнес":

В минувший понедельник глава американского Казначейства Тимоти Гайтнер уведомил Конгресс о том, что все и так давно ждали. А именно, о том, что размер госдолга США достиг предельного значения, определенного американским законодательством в размере 14,3 трлн долларов.

В этой связи, сообщил министр, администрация уже приступила к реализации мер, направленных на предотвращение дефолта, который, как не раз предупреждал министр, нанесет огромный урон имиджу Америки в глазах инвесторов. В частности, были приостановлены взносы правительства в два крупнейших пенсионных фонда госслужащих. По словам Гайтнера, подобные меры технического характера дадут возможность Америке избегать дефолта до 2 августа, и он настоятельно призвал законодателей к этому сроку поднять потолок заимствований.

В том, что просьбу Гайтнера в конечном итоге удовлетворят, сомневаться особенно не приходится. С тех пор, как Америка заимела привычку решать собственные финансовые проблемы с помощью эмиссии, то есть с незапамятных времен, практика повышения планки предельных заимствований стала чуть ли не рутинной процедурой. В последний (на сегодняшний день) раз это произошло в феврале 2010 года, когда Конгресс разрешил правительству увеличить долговой лимит на 1,9 трлн долларов до упомянутого выше значения. Как и всегда в таких случаях, решение предваряло бурное обсуждение в парламенте, где не раз высказывались опасения о том, что рост долга "может подорвать доверие инвесторов…" - далее по тексту.

Однако по факту, судя по стремительному восстановлению американского фондового рынка, сохранению устойчивого спроса на гособлигации США и их сравнительно низкой доходности на протяжении всего этого отрезка, - ни о каком подрыве святой веры инвесторов в Америку так и не произошло. И это даже несмотря на то, что отдельные кредитные рейтинговые агентства с тех пор позволили себе усомниться в ее платежеспособности. Стоит напомнить, что еще прошлой осенью, вскоре после запуска США второй программы "количественного смягчения" (QE2), китайское Dagong Global Credit Rating понизило суверенный кредитный рейтинг США на одну ступень - с АА до А+.

В апреле "подвиг" китайских товарищей, у которых политика Тимоти Гайтнера и Co давно вызывает понятное раздражение, в какой-то степени повторила S&P, снизив прогноз долгосрочного рейтинга Америки до "негативного". Тогда же в своих комментариях агентство сочло необходимым успокоить всполошившихся было инвесторов, многословно и несколько путано разъяснив, что угрозы скорого снижения самого рейтинга нет, водворив status quo на рынках.

Нынешняя дискуссия вокруг повышения потолка заимствований, думается, повторит сценарий всех предыдущих "постановок". Единственным отличием, вероятно, станет то, что на этот раз она может затянуться несколько дольше обычного. Республиканское большинство в Конгрессе уже объявило о том, что согласится на расширение долгового лимита при условии учета своих требований при обсуждении долгосрочного плана, предполагающего сокращение бюджетного дефицита США на 4 трлн долларов в течение 12 лет, внесенного в парламент президентом Обамой в середине апреля.

Так или иначе, (положительное) решение по долговому порогу, по всей вероятности, будет принято много раньше установленного Тимати Гайтнером дедлайна. Как известно, в конце июня по плану правительства истекает срок QE2, и сегодня мало кто сомневается, что текущее состояние американской экономики не оставляет администрации Обамы иного выбора, как объявить о запуске QE3 - как бы она в действительности ни называлась.

Очевидно, что сделать это, не увеличив порог заимствований, будет невозможно. Равно как не вызывает сомнений и то, что это приведет к новому ослаблению доллара и всплеску инфляции, и без того заметно ускорившейся с начала года. Однако и то и другое сегодня, по сути, весьма выгодно Америке. Слабый доллар дает преимущества ее производителям, а инфляция постепенно обесценивает ее долги, не трогая накоплений, которых у нее (конечно, с известной натяжкой) попросту нет. Как не существует на глобальном долговом рынке и реальной альтернативы облигациям американского казначейства, как бы ни скрежетали зубами в Пекине.

Это означает, что в обозримой перспективе мировому сообществу, в том числе и инвестиционному, придется мириться с нынешней политикой американских властей. Однако, как показывает практика, под мерный звук печатного станка в Вашингтоне инвесторы чувствуют себя вполне спокойно. И, напротив, начинают сильно нервничать, когда вдруг он неожиданно затихает.