За неделю, прошедшую с начала процесса обратоного выкупа акций госбанка ВТБ, прошла неделя
 
 
 
За неделю, прошедшую с начала процесса обратоного выкупа акций госбанка ВТБ, прошла неделя
Первый канал

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

За неделю, прошедшую с начала процесса обратного выкупа акций госбанка ВТБ, прошла неделя. Торговля идет бойко: уже 35 тысяч разочаровавшихся миноритарных акционеров (по состоянию на конец дня 19 марта) решили вернуть назад свои деньги, не слишком удачно вложенные 5 лет назад.

Стоит напомнить, что именно тогда, в первой половине 2007 года пакет акций ВТБ был выставлен на открытую продажу - "народное IPO" - наряду с акциями двух других госструктур: Сбербанка и "Роснефти". Рынок тогда, как известно, "пер" вверх, нефть постоянно дорожала и многим казалось, что такое благолепие будет продолжаться вечно. Соответственно, власти "с барского плеча" решили слегка поделиться с народом самыми "сладкими" ресурсами - нефтяным и банковским. Народ охотно откликнулся на предложение. У акций ВТБ, в частности, нашлось аж 114 тысяч покупателей - в подавляющем большинстве физических лиц.

Независимые эксперты предупреждали тогда доверчивых граждан: фондовый рынок - это не беспроигрышная лотерея: сегодня он растет, завтра - падает. Даже профессионалы, днюющие и ночующие в биржевых котировках, периодически теряют большие и очень большие деньги на непредсказуемых скачках рынков, что уж говорить о дилетантах, не имеющих представления об элементарных основах функционирования этого финансового сектора. Все предупреждения оказались тщетными: люди все равно решили прикупить себе "немного госбанка", сделав это, естественно, на пике стоимости его акций: 13,6 копеек за штуку.

Дальше котировки акций ВТБ предсказуемо покатились вниз, а в кризис и вовсе рухнули до 3 копеек. Сейчас постепенно поднялись где-то до 7. В любом случае, 100 с лишним тысяч человек, рассчитывавших получить от своего вложения в акции прибыль, оказались в сплошном убытке. Но тут им на помощь подоспела президентская избирательная кампания, и Владимир Путин, дабы умаслить одну из возможных групп "рассерженного" электората, распорядился ВТБ провести обратный выкуп акций у населения ровно по той цене, по которой они в свое время продавались - 13,6 коп. Процедура buy back вообще-то для рынка не новость - в том числе и для российского: несколько лет назад подобную операцию проделывали и с акциями "Норильского никеля", и с акциями "Северстали", и с акциями "Вимм-Билль-Данн". Другое дело, что нынешний обратный выкуп - беспрецедентный для России по своим масштабам. В самом ВТБ готовы к тому, что за месяц, отведенный на buy back, порядка 96 тысяч миноритарных акционеров - 90% всех участников "народного IPO" пожелают сдать назад свои акции, вернув деньги. Динамика первой недели показывает, что эти расчеты вполне могут оправдаться. Дабы принять и обслужить такую армию клиентов, ВТБ мобилизовал свою розничную сеть: 613 офисов ВТБ24 в 69 регионах страны.

Особых сомнений в том, что с организационной точки зрения обратный выкуп пройдет нормально, нет. Значит, люди, вляпавшиеся 5 лет назад явно не туда, получат назад свои деньги, благодаря удачной политической конъюнктуре и наступит полный "хэппи энд"?

Увы, но это не так. Да, формально человек, купивший в 2007 году акций ВТБ, к примеру, на 50 тыс рублей, сегодня (а точнее говоря - до конца апреля) получит свои 50 тыс назад. Однако за прошедшие 5 лет, согласно официальным данным Росстата, инфляция в стране скакнула почти на 60%. Стало быть, сегодняшние 50 тыс равны по покупательной способности вчерашним 20 тысячам рублей. Такая вот "справедливая компенсация". Впрочем, на этом арифметика потерь миноритатрных акционеров отнюдь не заканчивается. Если бы они весной 2007 года те же самые 50 тысяч рублей положили бы на самый обычный банковский счет, к сегодняшнему дню там бы уже лежало где-то тысяч 70 - 80 (исходя из среднего процента по банковским депозитом за эти годы).

Так что для людей вся эта операция по покупке, а затем - по продаже акций ВТБ связана со сплошным убытком. При этом эксперты уверены в том, что банку предстоит еще пройти через ряд судебных процессов: по закону, у всех миноритарных акционеров должны быть равные права в отношении акций, которыми они владеют. В данном случае же, по воле Владимира Путина, "народные айпионеры" оказались ровнее всех других. Возможно, не всем прочим миноритариям, в том числе - зарубежным, это понравится. К тому же, операция buy back чревата для банка потерями. С учетом того, что выкупленные у населения акции затем будут реализованы на бирже по текущей цене (которая, напомним, на данный момент в два раза меньше той, что была в мае 2007 года), потери банка оцениваются в 7-8 млрд руб. Наверняка в связи с этим возникнет вопрос: почему одни акционеры получают от банка что-то за счет других акционеров?

Впрочем, многие банковские эксперты предлагают за топ-менеджмент ВТБ не переживать: ведь фактически получилось так, что банк получил от своих миноритарных акционеров в 2007 году 16 млрд рублей сроком на 5 лет и без всяких процентов: фантастически выгодная операция!

И сегодня ВТБ хочет часть денег, потраченных на обратный выкуп акций оставить на собственных счетах - для этого он предлагает "народным айпионером" специальные счета в ВТБ24 со ставкой на 2-3% годовых больше, чем обычным вкладчиком. Однако люди, обжегшись раз, явно не горят желанием продолжать сотрудничество с тем же банком.

Естественно, "народные айпионеры" не могут не осознавать, что их в очередной раз обманули - как это уже не раз бывало раньше в нашей стране, когда речь заходила о массовых кампаниях, связанных с ценными бумагами. Достаточно вспомнить ваучерную приватизацию, печальный опыт пирамиды МММ и ей подобных.

Главным итогом операции buy back будут вовсе не потерянные или возвращенные деньги. Людям в очередной раз дали понять, что от рынка акций им лучше держаться подальше. Ничего не скажешь: это очень выгодная позиция для тех, кто хотел бы иметь полный контроль над этим рынком - чтобы какие-то непонятные миноритарии, которые любят выступать на годовых собраниях акционеров, задавить неприятные вопросы уважаемому топ-менеджменту и требовать дивидендов, не путались под ногами.