МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Арест и последующая отставка директора-распорядителя Международного валютного фонда (МВФ) Доминика Стросс-Кана и вызвала легкую панику на мировых финансовых рынках, вылившуюся в распродажу евро и укрепление доллара.
Инвесторы, и без того взвинченные слухами о неминуемом дефолте Греции, который может привести к "падению" и других "евроаутсайдеров", посчитали, что финансирование Фондом программ помощи Греции, Ирландии и Португалии может забуксовать, а со сменой главы МВФ и вовсе - подвергнуться пересмотру. Заместителю Стросс-Кана Джону Липски пришлось даже успокавать рынки, заверяя инвесторов, что работа Фонда вовсе не была парализована скандалом.
При этом, едва только выяснилось, что арест директора-распорядителя вовсе не был недоразумением, ключевым стал вопрос, кто займет его кресло. Выборы пройдут до 30 июня.
Одним из первых "встрепенулся" Казахстан, не только предложивший на освободившуюся вакансию главу своего ЦБ Григория Марченко, но и успевший заручиться поддержкой своих партнеров по СНГ, в том числе и России. Кандидатура Марченко была солидарно поддержана в Минске Советом глав правительств СНГ.
Впрочем, Россия является не только членом СНГ, но и входит в число стран БРИКС (с недавних пор к аббревиатуре добавилась еще одна буква, которая соответствует Южной Африке). Единого кандидата от БРИКС, которым может стать представитель от Бразилии (экс-президент Центробанка Арминио Фрага) или ЮАР (бывший министр финансов Тревор Мануэл), Россия тоже обещала поддержат.
Ситуация забавна, тем более, что на предстоящих выборах от России зависеть будет слишком мало - "контрольный пакнт в Фонде у США и ЕС, а между ними еще с 1944 года - момента создания МВФ и Всемирного Банка - существует негласная договоренность: МВФ возглавляет европеец, ВБ - американец.
Так что среди наиболее вероятных кандидатов - европейцы. Сразу после сообщения об отставке Стросс-Кана канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что, хотя в среднесрочной перспективе на лидерство в МВФ и Всемирном банке вполне вправе претендовать страны с развивающейся и переходной экономикой, пока нужен все-таки "европейский кандидат".
Среди "фаворитов" министр финансов Франции Кристин Лагард, а также экс-глава минфина Германии Пеер Штайнбрюк, и недавно оставивший пост главы Бундесбанка (немецкий ЦБ) Аксель Вебер. И хотя большинство аналитиков склоняются к кандидатуре Лагард, есть несколько факторов, которые могут стать препятствием на ее пути к посту главы МВФ.
Прежде всего, ее имя упоминается в связи с еще одним (на этот раз, к счастью, не сексуальным) скандалом - разбирательством по делу французского бизнесмена Бернара Тапи, которому несколько лет назад была присуждена компенсация в 285 млн евро. Сейчас французская прокуратура рекомендует изучить эту ситуацию на предмет возможного злоупотребления служебными полномочиями со стороны Кристин Лагард.
Кроме того, на посту председателя МВФ, в силу специфики работы Фонда, более уместен человек не из минфина, а из ЦБ.
Наконец, Стросс-Кан был французом, и следующий глава МВФ, скорее всего, будет из другой европейской страны. А поскольку Германия и без того "уступила" пост главы Европейского ЦБ (все прочили на это места Акселя Вебера, но тот отказался) итальянцу Марио Драги, то теперь у немцев все шансы получить "своего" главу МВФ, и Аксель Вебер (если он согласится) - наиболее вероятная кандидатура.
Как это ни парадоксально, но немец, особенно такого уровня как Вебер, во главе Фонда - для стран БРИКС, ратующих за скорейшую реформу МВФ, - гораздо предпочтительнее, чем любой их кандидатов от любой из этих стран. Хотя бы потому, что Вебер - сильный и очень авторитетный финансист, способный не только проводить независимую ни от кого политику, но и собственным авторитетом поправить пошатнувшуюся репутацию МВФ.
Влияние Фонда, благодаря кризису, многократно выросло. Именно МВФ стал кредитором последней инстанции для стран, неспособных справиться с долговым бременем. Причем теперь МВФ работает уже не только с отсталыми развивающимися странами, но и с членами ЕС. Активы Фонда многократно выросли. Однако более глубокие преобразования. к которым призывал Китай и многие другие страны (включая и Россию), идут вяло, и Стросс-Кан во главе МВФ был явно не способен ни превратить СДР в мировую валюту, ни МВФ в наднациональный "Центробанк Центробанков" - эмитента мировой валюты и кредитора последней инстанции.
Веберу, недавно еще самому влиятельному персонажу (после Трише) в совете управляющих ЕЦБ, последовательному стороннику жесткой денежно-кредитной политики и противнику решения экономических проблем при помощи "печатного станка", такая задача была бы вполне по силам. Особенно сейчас, когда доллар все больше сдает свои позиции.
Одним словом, безобразный скандал и отставка Доминика Стросс-Кана могут пойти на пользу МВФ - все будет зависеть от того, сможет ли новый директор-распорядитель начать назревшую революцию в мировых финансах.