ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":
Росстат подсчитал: реальные доходы населения в октябре упали на 0,7% в годовом выражении. Вроде бы, цифра сама по себе несерьезная и малоуловимая: чуть ли не в пределах статистической ошибки. Однако, для того, чтобы оценить ее значимость, стоит упомянуть о контексте. А он таков: доходы российского населения, согласно официальным данным, снизились в первый раз за 13 месяцев.
Иначе говоря, доходы людей даже в самый разгар кризиса в России волшебным образом продолжали расти. И только сейчас почему-то "споткнулись". Побольше бы нам таких кризисов, глядишь, зажили бы всей страной в достатке и богатстве.
В связи с этим хочется поделиться одним глубоко субъективным и совершенно антинаучным наблюдением: лично я в своем окружении не знаю ни одного человека (кроме, разве что, пенсионеров), чьи доходы выросли бы за последние два года.
Знаю тех, кто в кризис потреял работу и до сих пор перебивается с хлеба на воду. Знаю тех, кого с полной зарплаты перевели на полставки. Знаю тех, кто стал получать суммы меньшие, чем раньше, да еще и в конверте. Знаю тех, чья зарплата сохранилась, но ее уменьшила инфляция. Знаю массу предпринимателей из самых разных отраслей, которые свои докризисные прибыли вспоминают, как сладкий сон. А вот так, чтобы человек сказал: я и моя семья получаем теперь больше, чем до кризиса - хоть убей, никого не встречал.
Конечно, обрывочный опрос родных, друзей и знакомых - это не репрезентативное социологическое исследование. И тем более, не профессиональный сбор статистических данных. Тем не менее, трудно найти еще какой-либо экономический фактор, по которому ощущения людей настолько не вязались бы с официальными цифрами. Я, например, знаю массу людей, которые не верят в официальные данные по инфляции и убеждены, что цены растут вокруг гораздо более высокими темпами, чем нам об этом рассказывают. Тут цифры расходятся, но хотя бы тренды совпадают. В конце концов, Росстат же не утверждает, что цены не растут.
В данном же случае официальная статистика "на голубом глазу" вплоть до последнего времени уверяла людей, подавляющему большинству из которых все труднее сводить концы с концами в своих семейных бюджетах, что у них денег становится все больше. И только в октябре случилось "прозрение": оказывается, доходы тоже могут падать.
Почему не слишком чувствительная российская статистика вдруг уловила падение, в принципе, понятно: инфляция разгулялась не на шутку. Делать вид, что рост доходов у нас благополучно опережает рост цен, невозможно, да и просто неприлично - после того, как за последние 2-3 месяца очень наглядно поменялись в большую сторону буквально все ценники в продуктовых магазинах (начиная, естетсвенно, с гречки). Но дело не только в этом: на фоне роста цен понизилась номинальная заработная плата. Средняя зарплата по стране в октябре составила 20789 руб, что на 1% ниже, чем было в предыдущем месяце - сентябре. Словом, то, что на своих кошельках давно уже чувствуют люди, наконец-то зафиксировала и статистика.
Правда, некоторые эксперты склонны объяснять спад доходов совсем другим - особенностями методики Росстата. Дескать, досадный "минус" появился из-за того, что статистическое ведомство неправильно учитывает вклады населения в банки.
Дело в том, что методология статистики реальных доходов, используемая Росстатом, считает увеличение объема иностранной валюты на руках и банковских счетах граждан сокращением доходов населения. Росстат в доходах населения учитывает выручку от продажи валюты. Год назад, когда рубль укреплялся, население продавало валюту и доходы разбухали. В этом году ситуация обратная: рубль снижается - население покупает валюту. Получается, доходы условно исчезают.
Таким образом, октябрьское сокращение доходов может являться причиной "бегства" населения в валюту на фоне ускорившегося ослабления рубля и эскалации девальвационных ожиданий. Однако может быть Росстат не так уж и не прав в своем методологическом подходе? Ведь люди не просто так покупают валюту, но еще и выводят ее из страны. Напомним, совсем недавно Центробанк увеличил оценку чистого оттока иностранного капитала в 2010 году в два с половиной раза - с 10 млрд до 22 млрд долларов. При этом методология ЦБ считает покупку населением валюты и перевод банковских вкладов из рублей в валюту чистым оттоком капитала.
Между тем, начиная со второй половины сентября чистый отток капитала приобрел лавинообразный характер. По оценкам Goldman Sachs, с сентября по середину ноября, "утекло" 15 млрд долларов - ровно столько же, сколько и за предыдущие 8 месяцев. То, что ситуация тревожная, подтверждается и действиями Центробанка: регулятор рассылает в коммерческие банки запросы с требованием предоставить детальную информацию о валютных сделках как самих банков, так и их клиентов. Словом, нет никаких оснований считать, что ситуация с доходами населения в ближайшее время улучшится. Инфляция не думает снижаться. Более того, многие эксперты именно в ноябре ждут ее всплеска - прежде всего, в секторе продуктов питания. В декабре на фоне предновогоднего торгового ажиотажа рост цен подразумевается. Ну а дальше в январе включится еще один важный фактор инфляции - произойдет плановое увеличение тарифов естественных монополий.
При этом рассчитывать на какой-то значимый рост зарплат не приходится, для бюджетников в ближайшее время он не предусмотрен, а в частном секторе работодатели либо все еще "зализывают раны" от кризиса, либо направляют средства в инвестиции, опять же , замороженные в кризисный период.
Ну и не видно никаких предпосылок для того, чтобы население прекратило массовый перевод рублей в иностранную валюту. Cловом, все факторы, которые привели к снижению доходов в октябре, продолжают действовать. Вот разве что статистика вдруг снова может "ослепнуть": все-таки грядет год выборов, негоже смущать электорат какой-то негативной цифирью.