Рейтинг не учитывает такие вещи, как макроэкономическая ситуация и устойчивость финансовой системы, а также уровень коррупции и политические риски
 
 
 
Рейтинг не учитывает такие вещи, как макроэкономическая ситуация и устойчивость финансовой системы, а также уровень коррупции и политические риски
Global Look Press

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

У России появился повод для гордости: оказалось, что в нашей стране за последний год улучшились условия для ведения бизнеса. Причем, сей факт зафиксировали не правительство и не Госдума, а вполне уважаемые международные организации - Всемирный банк и Международная финансовая корпорация.

Место страны в этом рейтинге является признанным ориентиром для международных инвесторов. В нынешнем году Россия поднялась сразу на 4 позиции. Мало того: подъем случился впервые за 8 лет - все предыдущие годы наша страна двигалась в рейтинге DB только вниз.

"Мы воспринимаем этот рейтинг как подтверждение того, что мы на правильном пути", - не преминул заявить сразу после обнародования рейтинга заместитель главы Минэкономики Станислав Воскресенский. Разделить радость чиновника мешает разве что тот факт, что свой путь наверх Россия начинает с позиций, мягко говоря, весьма далеких от лидерских. Конкретно, нам посчастливилось подняться со 124-го на 120-е место в списке из 183 экономик (обойдя при этом таких "грандов", как, к примеру, Коста-Рика и Кабо-Верде).

При этом первая пятерка - Сингапур, Гонконг, Новая Зеландия, США и Дания - стабильно занимает свои лидерские позиции уже не первый год. Да и от ближайших соседей мы отстаем: скажем, Грузия занимает высокое 16-е место, а Армения, проведшая за минувший год 5 значимых инфраструктурных реформ (по версии авторов), - поднялась на 55-ю позицию.

Что касается России, то борьба за места в последней трети списка, увы, вряд ли может служить утешением для тех, кто ответственен за деловой климат в стране. Еще меньше поводов для оптимизма остается, если подробнее проанализировать - из чего же складывается этот рейтинг.

Место страны в списке оценивается на основе показателей с одинаковыми весами в общем индексе: регистрация и ликвидация предприятий, регистрация собственности, получение разрешений на строительство, правила подключения к системе электроснабжения и т.д. Сам по себе индекс каждой страны составляется на основе опроса работающих там юристов крупных корпораций.

Те, кто составлял российский индекс, отметили, что за минувший год (строго говоря, с 1 июня 2010-го по 1 июня 2011-го) стало несколько проще оформить права собственности на земельный участок, уменьшилась "бумажная" нагрузка на экспорт и импорт, появилась возможность подать иск в арбитражный суд в электронном виде. Впрочем, все эти маленькие радости, как говорится, "со слезами на глазах". Скажем, рейтинг зафиксировал, что чуть лучше стала ситуация с разрешениями на строительство. Однако даже с учетом этого прогресса мы вышли лишь на 120-е место из 183 участников, выше даже Таджикистан.

Еще хуже обстоит дело по критерию доступа бизнеса к электросетям - здесь мы вообще на последнем месте: эксперты подсчитали, что на эту нехитрую процедуру в России предприятиям требуется в среднем 10 разрешений, день и более 183 000 долларов. Еще один негативный фактор, тянущий нашу страну вниз в рейтинге, - повышение страховых взносов с 26 до 30%, отмечают эксперты, составлявшие рейтинг.

И все же, рискнем предположить, - главная "засада" для отечественного бизнеса не в трудностях подключения к электросетям и даже не в повышении страховых взносов. Главное - в тех факторах, которые остаются за рамками данного конкретного рейтинга. Дело в том, что он не учитывает такие вещи, как макроэкономическая ситуация и устойчивость финансовой системы, а также уровень коррупции и политические риски.

Между тем, последние два фактора являются определяющими для самочувствия бизнеса в предвыборный период. Что касается политических рисков, то многие аналитики, особенно международных компаний, не скрывают своего скепсиса в связи с предстоящим неизбежным воцарением Владимира Путина. Если Дмитрий Медведев для многих из них ассоциировался (оставим сейчас за скобками - справедливо или нет) с возможным развитием инновационных отраслей, смягчением законодательства для предпринимателей и попыткой повысить независимость судов, то Путин представляется (опять же - справедливо или нет) тем, кто свернет реформы, повысит административные барьеры и ужесточит наказания.

Что же касается коррупции, то один из знакомых предпринимателей оценил ее нынешний уровень такими словами: "Сейчас берут, как в последний раз". Все это можно было бы считать не имеющими отношения к делу "страшилками", если бы не медицинский факт: чистый отток капитала из страны набирает обороты. Если за весь прошлый год он составил 38 млрд долларов, то за три квартала нынешнего - уже 50 млрд. Как не теоретизируй, об условиях ведения бизнеса в России эта цифра свидетельствует куда красноречивее, чем место в рейтинге "Doing".