МАКСИМ БЛАНТ: Добро пожаловать на Ямал
 
 
 
МАКСИМ БЛАНТ: Добро пожаловать на Ямал
Коллаж NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Российский премьер полюбил проводить выездные заседания и совещания. Проведет заседание правительства, прихватит пару-тройку министров, да и отправляется куда подальше - то на Дальний Восток, то на Крайний Север. На обратном пути всегда можно заняться чем-нибудь интересным - сплавиться по горной реке или погрузиться на дно Байкала.

На этот раз глава правительства отправился в Салехард, где провел совещание по развитию полуострова Ямал - главной "газовой кладовой" страны. "Всего у нас в этом округе разведанных запасов (газа) 125 трлн кубометров, и это обстоятельство говорит о том, что Россия, безусловно, останется на протяжении десятилетий абсолютным лидером по производству и продаже газа", - заявил Путин собравшимся.

Однако для освоения ямальских месторождений нужны многомиллиардные инвестиции и передовые технологии. "Газпрому", несмотря на все льготы и привилегии, ни того, ни другого недостает. Корпорация слишком увлечена прокладкой труб, чтобы оставалось что-то на разработку новых месторождений, необходимую для того, чтобы эти трубы заполнять.

Одним словом, без иностранцев обойтись будет трудно, вот их и позвали в Салехард "оценить фронт работ" собственными глазами. Премьер даже специально подчеркнул, что приглашение глав ведущих энергетических компаний на Ямал - это знак уважения к уровню производства и технологическим достижениям этих бизнес-структур.

"И это - знак того, что Россия готова и дальше быть открытой страной с открытой либеральной экономикой, мы приглашаем для участия в совместной работе", - без тени иронии обратился премьер к присутствовавшим на совещании представителям ведущих мировых нефтяных компаний.

Сложно представить, чего стоило главному исполнительному директору Shell Питеру Возеру сохранить после этого высказывания приличное выражение лица. Более того, он даже заявил, что компания может предоставить свои технологии для освоения углеводородных запасов и строительства завода по производству сжиженного природного газа (СПГ).

Стоит напомнить, что компания весной 2007 года лишилась контроля над проектом "Сахалин-2" после многомесячной атаки "Росприроднадзора", завершившейся после продажи "Газпрому" контрольного пакета акций Sakhalin Energy, оператора проекта "Сахалин-2". Самое интересное заключается в том, что неприятности у проекта и последующий приход в него "Газпрома" начались, уже когда основные работы были выполнены: месторождения разработаны, местный газопровод построен, завод по производству СПГ (первый и пока единственный в России)практически достроен. Газовая монополия фактически пришла на все готовое, получив контрольный пакет по себестоимости.

"Сахалин-2" самый известный, но далеко не единственный пример злоключений иностранных инвесторов в России. Можно вспомнить и тяжбу между акционерами ТНК-ВР, усугубившуюся отказом "Газпрома" пускать в свою трубу газ с Ковыктинского месторождения, и злоключения консорциума "Сахалин-1" во главе с американской ExxonMobil.

В декабре 2007 года "Газпром" вообще выступил против привлечения иностранных компаний к освоению российских недр. "Эти недропользователи - господа с иностранным участием - не собираются ничего делать для потребителей РФ на Дальнем Востоке, а собираются торговать газом за рубеж. А российский потребитель дальневосточных регионов не может получить тот газ, который ему сегодня крайне нужен", - заявил тогда зампредправления компании Александр Ананенков.

Сейчас с подобного рода предложениями никто особенно не выступает - потенциал "Газпрома" в деле увеличения запасов и добычи путем "вхождения" в готовые проекты, где добыча уже начата или все готово для ее начала, практически исчерпан. Нужно начинать освоение новых месторождений, чего "Газпром" в одиночку делать не любит, да уже и не очень умеет. А тут еще кризис, изрядно подорвавший финансовое положение как газовой монополии, так и страны в целом: на небоскреб в Санкт-Петербурге деньги еще есть, а на освоение Ямала - уже не хватает.

Так что иностранные инвесторы вновь стали желанными гостями в российском нефтегазе. Вопрос в том, надолго ли. ExxonMobil - крупнейшая в мире нефтегазовая компания - уже, правда, не рискует. Shell, осознавая все риски, видимо, готовы попробовать еще раз. Вопрос лишь в том, на каких условиях они согласятся участвовать и каких потребуют гарантий.